«Руководитель должен быть смелым»: инженеры НЗХК о кадровом резерве «Росатома»

Инженеры Новосибирского завода химконцентратов Алексей Грушко и Дмитрий Поляков — ​участники отраслевой программы кадрового резерва «Таланты «Росатома». Еще не закончив обучение, оба уже получили руководящие должности на заводе. Они рассказали, какие полезные навыки приобрели, как в профессиональном развитии помогает ментор и почему для карьерного роста важно быть участником общего дела, а не наблюдателем.

На две ступени вверх

Алексей Грушко в программу управленческого кадрового резерва попал в конце 2019 года. Тестирование показало, что у него есть задатки лидера, и начальник внес Алексея в список кандидатов. С тех пор он учится по программе «Таланты «Росатома». За это время поднялся по карьерной лестнице на две ступени — ​от главного специалиста до заместителя начальника отдела главного технолога.

«Таланты «Росатома» — ​курс молодого топ-менеджера. Учат управленческим навыкам, анализу своих поступков и действий подчиненных, правильному поведению в разных ситуациях на производстве. Я научился находить точки соприкосновения, которые помогают взаимодействовать более эффективно, — ​отмечает Алексей Грушко. — ​Руководитель в атомной отрасли должен быть ответственным и смелым, понимать, что от его решений зависит благополучие не только коллег, но и тех, кто живет рядом с предприятием, и тех, кто потом будет использовать продукцию. Я провожу на работе большую часть жизни. И делаю так, чтобы мне было здесь комфортно. От этого внутреннего состояния дальше все и строится. Мне важно ощущать причастность к общим процессам, не быть сторонним наблюдателем. Думаю, благодаря такому подходу шаг за шагом и выстраивается карьера».

На НЗХК Алексей Грушко пришел еще в 2005 году — ​будучи студентом Томского политехнического университета, проходил практику в цехе № 6. Будущего инженера-­физика на производстве интересовало все, что было связано с литием. Четыре месяца он черпал литий на электролизере, работал на участке газоочистки. Говорит, именно НЗХК обязан своим дипломом с отличием. Исследования для работы Алексей проводил в лаборатории цеха № 49. Научным руководителем был инженер центральной научно-­исследовательской лаборатории завода Александр Пащенко, в то время занимавшийся научным сопровождением литиевого производства. После блестящей защиты Алексея Грушко перед заводской комиссией начальник цеха № 6 пригласил его работать на завод.

«Год отработал оператором пульта управления, год — помощником мастера, потом два — ​мастером. Через четыре года меня назначили ведущим инженером-­технологом, — ​рассказывает Алексей Грушко. — ​К тому времени я успел поработать руками на всех участках, на всех установках. Знал каждого аппаратчика». Ведущим инженером-­технологом проработал до 2017 года. Затем предложили перейти в отдел главного технолога.

«На этой работе я, так сказать, прикоснулся к урану, поскольку все нормирование было здесь. Видимо, я неплохо руководил всем этим процессом, и в конце 2020 года меня назначили заместителем начальника отдела главного технолога, — ​говорит Алексей. — ​В литиевом производстве я хоть и освоился уже, но здесь еще есть большой пласт для развития. Сейчас мне нужно быстро освоить урановое производство и машиностроение и все, что связано с законодательством вокруг этого. Есть еще третье направление, которым я занимаюсь уже почти год, — ​зеленая энергетика. Руковожу рабочей группой. Мы ищем новые технологии и продукты, которые можно внедрить на нашем предприятии. Они должны быть экологически чистыми и высокомаржинальными. Уже есть некоторые наработки в области катализаторов и водородной энергетики».


Мечтал стать начальником

Дмитрий Поляков год учится по программе «Таланты «Росатома». В 2020‑м его назначили заместителем начальника отдела главного конструктора. Говорит, стать руководителем мечтал с первого дня работы на НЗХК. Всегда понимал, что выбрал перспективную отрасль. Дмитрий — потомственный атомщик, его отец несколько лет возглавлял на заводе цех № 23, мать работала в отделе кадров. Сам он на НЗХК пришел в 2003 году после окончания машиностроительного факультета Новосибирского государственного технического университета.

«Занимался концевыми деталями ТВС — ​головками и хвостовиками тепловыделяющих сборок для энергетических реакторов. В основном это были ТВС для ВВЭР, сборки безуголковой или бесчехловой конструкции, которые поставляются в Китай, Индию, на российские станции. Их модификация — ​ТВС для ВВЭР‑1200, которые ​стоят на Нововоронежской, Ленинградской, Белорусской станциях, — ​рассказывает Дмитрий Поляков. — ​С этим топливом связаны большие перспективы. Я участвовал в разработке головок и хвостовика, которые сейчас используются во всех сборках для ВВЭР‑1000 практически без изменения».

Через восемь лет работы инженером-­конструктором Дмитрий понял, что выгорел: любимая работа стала казаться рутиной, перестала радовать. Решил перейти в дочернее предприятие «НЗХК-Инструмент», но через полгода вернулся на завод начальником бюро ВВЭР. Семь лет спустя вновь оказался в отделе главного конструктора. Но уже на руководящей должности — ​заместителя начальника.

«Я исполнительный, дисциплинированный и ответственный. Думаю, поэтому мне и предложили эту работу, — ​считает Дмитрий Поляков. — ​Часто дома продолжаю работать. Даже когда ложусь спать, голова не отключается, в ней бурлят разные идеи. На учебе по программе «Таланты «Росатома» дают хорошую базу. Один из моих любимых инструментов развития — ​менторинг. Благодаря программе я получил доступ к списку менторов, которые являются топ-менеджерами госкорпорации. Я выбрал ментором заместителя гендиректора по общекорпоративным вопросам филиала АСЭ в Венгрии Сергея Егорова. Проводим регулярные встречи онлайн, говорим, куда я хочу прийти в моем развитии, что мне в этом мешает. Сергей предлагает разные инструменты, советует книги по теме. Моя должность позволяет расти, развиваться, каждый день узнавать ­что-то новое. Я получаю искреннее удовольствие. Мне нравится это движение. В дальнейшем я хочу работать только в «Росатоме».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: