Новый ледокол «Сибирь» отправился в первый рейс по Севморпути
22 января первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь» прибыл в порт приписки Мурманск, 25 января на судне подняли государственный флаг. Церемония означает прием на службу — в тот же день «Сибирь» отправилась в первый рабочий рейс.
«Без современного атомного ледокольного флота невозможно представить развитие Арктики. Только новые суда способны сделать Севморпуть реальной дорогой для наших мегапроектов в арктической зоне», — сказал на церемонии заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. Грузопоток на СМП может вырасти до 100–150 млн т к 2030 году, это около 10% грузоперевозок через Суэцкий канал. Вячеслав Рукша подчеркнул, что речь не идет о конкуренции, поскольку у двух магистралей разные рыночные сегменты: у Суэца — экспорт из южных стран, у СМП — экспорт из России. На долю сжиженного газа, сырой нефти, угля, металлов будет приходиться около 70% грузопотока на СМП.
Ледоколы проекта 22220 нужны, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию с хорошей скоростью. «Вы дорогой груз не можете везти месяцами, его надо возить на регулярной основе, — убежден глава дирекции СМП. — Эта задача будет решаться в следующие 10 лет».
С новыми ледоколами срок навигации увеличивается даже в самом тяжелом, восточном, секторе СМП. Головной ледокол серии 22220 «Арктика» в середине декабря прошлого года приступил к проводке судов в Певек и завершил ее 1 января 2022 года. Раньше навигация там заканчивалась в ноябре.
В ближайшие четыре года «Атомфлот» получит еще три ледокола этого проекта. «Урал» планируют сдать в этом году, «Якутию» — в 2024-м, «Чукотку» — в 2026-м. Гендиректор Балтийского завода Алексей Кадилов сообщил, что строительство идет по графику.
Но уверенно говорить о круглогодичной навигации можно будет с достройкой атомохода проекта «Лидер» — «России», считает Вячеслав Рукша. Самый мощный ледокол в мире сооружают на верфи «Звезда». Он сможет проходить льды толщиной 4 м.
Нужно и больше ледоколов проекта 22220. «Должно быть 10–11 атомоходов, к этому и будем стремиться», — заявил гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка. Балтийский завод планы поддерживает. «Пусть линейка проекта 22220 не ограничится пятью заказами. Эти суда нужны стране, а мы готовы их дать», — сказал Алексей Кадилов.
Ледоколы в Арктике нужны, несмотря на глобальное потепление. «Природа на Севере циклична. Каждый цикл оттепели и холода повторяется. Сейчас мы видели потепление, и начинается похолодание. Циклы составляют от 12 до 32 лет, в зависимости от процессов в атмосфере», — пояснил первый заместитель гендиректора «Атомфлота», директор по судоходству Леонид Ирлица.