Достичь просвещения: книги об атомной бомбе, стрессе, сне, эволюции и ковиде
Объявлены победители премий «Просветитель» и «Просветитель. Перевод», которые вручают лучшим научно-популярным книгам на русском языке. Мы выбрали двух лауреатов и четыре финалиста.
РИЧАРД РОУДС, «СОЗДАНИЕ АТОМНОЙ БОМБЫ»
Американскому писателю, журналисту, историку Ричарду Роудсу эта книга принесла Пулитцеровскую премию в 1987‑м, спустя год после публикации. Переводчику Дмитрию Прокофьеву — премию «Просветитель» в 2021‑м.
Книгу издали в России впервые. Однако и по прошествии 35 лет это, пожалуй, самый масштабный труд о рождении ядерной физики и ее первых плодах — атомном оружии. Исидор Раби, лауреат Нобелевской премии по физике, сказал так: «Эпос, достойный Милтона. Нигде больше я не видел, чтобы эта история была изложена с таким изяществом и энтузиазмом, с такими показательными деталями и простым языком».
Ричард Роудс в тему погрузился глубоко — собирал материалы восемь лет, с обнародования в 1978 году некоторых документов «Манхэттенского проекта». Роудс цитирует дневники, письма, воспоминания ученых, военных и других участников событий. Рассказывает об их биографиях — действительно как в эпическом произведении. Начинается книга с увлечения Лео Силарда творчеством Герберта Уэллса, который в 1914 году в «Освобожденном мире» предсказал появление ядерного оружия. Прочитав роман в 1932 году, Силард счел все описанное невозможным. Но уже 10 лет спустя участвовал в создании первого в мире ядерного реактора.
Книга разделена на три части. В первой речь о том, как физики пришли к идее бомбы. Во второй — о «Манхэттенском проекте». В третьей — об испытаниях в Японии. Упоминаются немецкая, французская, английская, советская и японская ядерные программы.
Так подробно разобраться в вопросе Роудса заставило желание понять, было ли открытие деления атомного ядра неизбежным или все могло сложиться иначе и ядерная угроза не нависла бы над человечеством. Он приходит к выводу: чтобы предотвратить это открытие, нужно было бы прекратить заниматься физикой.
ВЛАДИМИР КОВАЛЬЗОН, «МАЯТНИК СНА»
Сколько нужно спать — восемь часов или меньше? Почему нас мучают кошмары? Что снится утконосу? Книга сомнолога, доктора биологических наук Владимира Ковальзона построена как сборник ответов на самые разные вопросы о сне. И кстати, спать только ночью вовсе не норма: человеку как биологическому виду помимо длинного ночного сна необходимы еще два коротких дневных.
СЕРГЕЙ МОХОВ, «ИСТОРИЯ СМЕРТИ. КАК МЫ БОРЕМСЯ И ПРИНИМАЕМ»
Социальный антрополог Сергей Мохов анализирует, как с течением времени менялось восприятие смерти и как на это повлияла философия, медицина, технологии. Книга предлагает осознанное отношение к тому, о чем большинство людей боятся даже думать. Периферийные темы — как правильно горевать, этична ли эвтаназия, возможно ли бессмертие, как появилась паллиативная помощь и почему так популярны сериалы про маньяков и зомби.
ИРИНА ЯКУТЕНКО, «ВИРУС, КОТОРЫЙ СЛОМАЛ ПЛАНЕТУ»
Подзаголовок «Почему SARS-CoV‑2 такой особенный и что нам с ним делать» актуален и спустя два года после начала пандемии. Мы все время получаем новые данные о вирусе и до сих пор не имеем ответов на многие вопросы. Но врага надо знать в лицо. Молекулярный биолог Ирина Якутенко рассказывает основное: как вирус устроен, как попадает в организм человека, что с ним делает и от чего зависит исход, как работают тесты и насколько безопасны вакцины.
СЕРГЕЙ ПАРИН, «СТРЕСС, БОЛЬ И ОПИОИДЫ. ОБ ЭНДОРФИНАХ И НЕ ТОЛЬКО»
Сейчас много говорят о стрессе, но не все понимают, что это такое. Сергей Парин, заведующий лабораторией когнитивной психофизиологии Нижегородского государственного университета, собрал в своей книге все, что известно о стрессе. Особенно любопытны главы о вреде и пользе стресса и о его связи с «гормонами счастья» — эндорфинами.
МАКСИМ ВИНАРСКИЙ, «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ LUCA. В ПОИСКАХ РОДОСЛОВНОЙ ЖИВОТНОГО МИРА»
Книга — лауреат в номинации «Естественные и точные науки». LUCA (last universal common ancestor) — последний общий предок всех ныне живущих организмов. Биолог Максим Винарский предлагает разобраться, что это за существо, а для этого отмотать назад 4 млрд лет. Так мы знакомимся с историей возникновения многоклеточных, эволюцией, узнаем, как биологи выявляют родственные связи между животными и восстанавливают пути их развития.