Эмиссия у АЭС даже меньше, чем у ветропарков: в Глазго прошел День чистого атома

Встречи такого уровня, как конференция в Глазго, — возможность напрямую обратиться к мировому сообществу. И представители «Росатома» привели немало аргументов, доказывающих, что без атомной энергетики заявленных Парижским соглашением 2015 года климатических целей достичь невозможно. Одним из весомых доводов стали итоги международного исследования выбросов парниковых газов на разных объектах генерации за 2019 и 2020 годы. Как выяснилось, у АЭС эмиссия даже меньше, чем у ветропарков.

Дело в квадрате

В рамках завершившейся 12 ноября конференции ООН СОР26 мировые лидеры, экоактивисты и отраслевые эксперты обсуждали, как не допустить драматического изменения климата на планете. Среди главных задач — ​удержание прироста глобальной температуры ниже 2 °C относительно средних значений доиндустриальной эпохи и скорейшее прохождение пика выбросов.

Эти цели достижимы только при объединении энергии ветра, солнца, атома и воды, заявил на СОР26 глава «Росатома» Алексей Лихачев. «Мы называем эти четыре низкоуглеродных источника энергии зеленым квадратом, где атомная энергия и гидроэнергетика в нижней части обеспечивают генерацию базовой нагрузки, а ветер и солнце в верхней части отвечают за пиковую», — ​сказал он в своем видеообращении на сессии МАГАТЭ «Атомная энергетика и ВИЭ для углеродно-нейтрального будущего».

По словам Алексея Лихачева, сегодня как никогда остро стоит вопрос о признании атома источником зеленой энергии: «В России правительство уже приняло это решение, в сентябре утверждена таксономия зеленых проектов, в список входит атомная энергетика. Мы видим проблемы с ценами на электроэнергию в Европе и разделяем мнение Франции, Венгрии, Польши и других стран о том, что ядерная энергия является ответом на переход к более эффективной энергетике (речь об опубликованной в Le Figaro статье, которую подписали руководители 10 из 27 стран ЕС. — «СР»). Мы надеемся, что Брюссель вскоре примет решение в пользу включения атомной энергии и в европейскую таксономию».

Европейский разворот

Отношение к атомной генерации в Европе действительно меняется. Так, в разгар саммита в Глазго президент Франции Эмманюэль Макрон обратился к нации с заявлением о том, что в стране впервые за десятилетия возобновится строительство ядерных реакторов. «Нам необходимо экономить энергию и инвестировать в низкоуглеродную энергетику, чтобы гарантировать энергетическую независимость Франции», — ​пояснил Эмманюэль Макрон. Напомним, что осенью 2018 года он планировал сократить долю атома на 50 % до 2035 года и остановить 14 из 56 атомных реакторов.

В распоряжение европейских СМИ попал проект документа о включении газа и атома в правила зеленого финансирования ЕС. Перечислены технические критерии, согласно которым эти источники могли бы квалифицироваться как переходный вид генерации. Проект был опубликован после заявлений главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о том, что исполнительная власть ЕС вскоре представит предложения по газу и ядерной энергетике в рамках зеленого финансирования. «Нам нужно больше возобновляемых источников энергии, — ​написала Урсула фон дер Ляйен в твиттере. — ​Нам также нужен стабильный источник — ​ядерная энергетика, а во время переходного периода — ​газ. Вот почему мы выступим с нашим предложением по таксономии».

В ЕС компании могут применять зеленые сертификаты — ​свидетельство использования низкоуглеродных, экологичных источников энергии. Однако там к зеленым относят только возобновляемые источники энергии. «Законопроект, который позволит выпускать аналогичные сертификаты в России, уже разработан. Атомная энергия включена в перечень зеленых видов энергии. Мы надеемся, что в следующем году этот инструмент начнет работать», — ​заявила в рамках конференции в Глазго директор департамента устойчивого развития «Росатома» Полина Лион.

День атома

8 ноября «Росатом» организовал на СОР26 День чистого атома. На панельной дискуссии заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров отметил, что большинство крупных экономик мира развивают атомную энергетику по двум основным причинам: «Во-первых, это источник энергии с самым низким уровнем углеродных выбросов, даже в сравнении с возобновляемыми источниками энергии. Во-вторых — ​это надежный и устойчивый источник энергии».

Гендиректор Всемирной ядерной ассоциации Сама Бильбао-и-Леон подчеркнула важность финансирования атомных проектов: «Мы изучаем разные инициативы ESG-финансирования (когда решение о вложениях в бизнес принимается на основе вклада компании в развитие общества, в том числе усилий по снижению углеродного следа. — «СР»), чтобы понять, как ядерные технологии могут использоваться в рамках этих инициатив и усилий по борьбе с изменением климата».

Директор департамента международного бизнеса «Росатома» Борис Арсеев принял участие в дискуссии о вкладе неэнергетических атомных решений в устойчивое развитие. «Ежегодно люди выбрасывают около 1,3 млрд т продуктов питания, это около трети всего производимого в мире продовольствия. Радиационная обработка пищевых продуктов увеличивает их срок годности в 2–10 раз и позволяет уничтожить до 99 % вредных бактерий и вирусов», — ​отметил он.

В рамках Дня атома также состоялась серия видеопоказов, посвященных просветительскому проекту «Росатома» «Атом для людей», который рассказывает о важности атомных технологий для целей устойчивого развития. В частности, директор кафедры радиации и физики здоровья Университета Витватерсранда (ЮАР) Джеймс Ларкин рассказал об успехах первого этапа проекта Rhisotope, который реализуется международной группой ученых при поддержке «Росатома» и направлен на спасение диких носорогов от браконьеров с помощью радиационных технологий.

Отказаться от пещерной радиофобии

В ходе дискуссии «Пути низкоуглеродного развития: роль и подходы России» в рамках COP26 гендиректор «Росатома» призвал отказаться от примитивного понимания механизма энергоперехода как переключения тумблера с незеленых на зеленые технологии. «Нет никакого тумблера. Нужны серьезные экономические расчеты и осмысление, сколько денег и сколько лет потребует создание необходимых мощностей, — ​сказал Алексей Лихачев. — ​Помимо этого, обществу, на мой взгляд, следует отказаться от пещерной радиофобии. И настраивать мировую мысль на консолидацию новых технологических решений».

Место, конкретные виды атомной генерации, развитие тех или иных технологий, по его словам, еще предстоит осмыслить, и работа такая идет. Но в целом, заключил Алексей Лихачев, можно разделить историю мировой атомной энергетики на до и после саммита в Глазго: «Здесь на вопрос, должна ли атомная энергетика быть в безуглеродном мировом балансе, большинство участников конференции, мне кажется, дали положительный ответ».


ЧИЩЕ ВСЕХ

В рамках COP26 опубликованы результаты международного исследования эмиссии парниковых газов на разных объектах генерации в 2019 и 2020 годы. Оценка учитывает выбросы на протяжении всего цикла производства энергии. Так, для атомной энергетики измерены выбросы от добычи урана до хранения и захоронения РАО (кроме этапов переработки ОЯТ и утилизации оборудования).

Исследование проводилось с мая по октябрь 2021 года Европейской экономической комиссией ООН (UNECE) с привлечением Люксембургского института науки и технологий (LIST) и WNA. Это обновление более раннего документа, атомная энергетика включена в исследование впервые. В работе участвовали «Росатом», EDF, Orano, Cameco, Vattenfall, Urenco и др.

Показатели в пределах одного вида генерации варьируются в зависимости от региона и технологических решений.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: