Как меняется климат в районе Севморпути

Северный морской путь к середине века может полностью очиститься ото льда — ​с таким сенсационным прогнозом со ссылкой на Росгидромет выступили федеральные СМИ в начале октября. Но «СР» выяснила, что пускать ледоколы на иголки рановато: в Арктике действительно теплеет, и льды тают, но вовсе не с такой скоростью, чтобы отказываться от развития ледокольного флота.

Теплее, но пока не горячо

РИА «Новости» опубликовало со ссылкой на Росгидромет информацию о том, как изменилась ситуация на СМП с прошлого века. В 1970–1980-е акватория арктических морей в летний период очищалась максимум на треть. Сейчас две трети остаются летом безо льда, и становится возможным использование практически всех стандартных маршрутов плавания (прибрежных, центральных и мористых). Карское море и море Лаптевых становятся безледными в конце июля, Восточно-­Сибирское море — ​в середине августа, в юго-западной части Чукотского полная разморозка происходит в начале июля. В последние годы осенью ледообразование начинается на одну-две декады позже.

«Согласно климатическим моделям, СМП будет полностью очищаться ото льда, а значит, к 2050 году судоходство по нему будет круглогодичным и без ледокольной проводки», — ​сделали вывод в РИА «Новости». Эта информация не соответствует действительности, пояснили нам в Росгидромете. «Речь идет только о навигационном периоде с середины июля по октябрь. К 2050 году навигационный безледный период в арктических морях на трассе СМП может увеличиться еще на три-четыре недели по сравнению с настоящим. Но остальную часть года, с ноября до июля, СМП будет покрыт дрейфующим сплоченным льдом и прибрежным припаем, — ​говорят метеорологи. — ​То есть ледоколы необходимы. Самые современные мощные суда ледового класса в зимний период могут попадать в зоны торосистого льда и ледовые сжатия, в этих случаях требуется специальная ледокольная проводка. На трассах СМП могут появляться опасные образования, такие как поля многолетнего льда, айсберги и стамухи, области сплоченного торосистого льда, и др. Поэтому кроме ледокольного сопровождения требуется специализированное ледовое обеспечение, позволяющее вести регулярный мониторинг».

Прогноз — ​строить ледоколы

В «Атомфлоте» к середине века уходить на покой тоже не собираются. В 2018 году Арктический и антарктический научно-­исследовательский институт (входит в Росгидромет) подготовил отчет «Прогнозные оценки состояния морского льда в период 2030–2050 годов». «В целом ледовые условия в Северном Ледовитом океане, по эмпирическим прогнозным оценкам, изменятся в сторону более легких, но незначительно, по сравнению с современными, поскольку на эти годы придется фаза понижения температуры воздуха в ходе 74-летнего колебания, — ​рассказали в «Атомфлоте». — ​Сезонного исчезновения ледяного покрова к 2050 году не произойдет. Даже в самый «легкий» год акватория арктических морей будет свободна ото льда только с августа по октябрь».

Сейчас у «Атомфлота» пять ледоколов («Вайгач», «Таймыр», «Ямал», «50 лет Победы» и «Арктика») и единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». В ближайшем будущем флот расширится: на разной стадии готовности ледоколы «Сибирь», «Урал» и «Якутия». На очереди — ​строительство трех суперледоколов серии «Лидер».

Разведка спутником

Регулярные исследования арктических морей начались в нашей стране в 1920-е годы. «Это были наблюдения и исследования во время морских экспедиций на судах и ледоколах, — ​рассказали «СР» в Росгидромете. — ​С 1930-х стала активно развиваться авиационная ледовая разведка и началась организация стационарных гидрометеорологических полярных станций на арктическом побережье и островах. На всех станциях велись постоянные наблюдения за ледяным покровом. С начала 1950-х регулярно организовывались дрейфующие станции «Северный полюс», которые позволили исследовать состояние ледяного покрова в арктическом бассейне, существенно влияющее на ледовые условия в акватории СМП. В конце 1970-х стали внедряться методы дистанционного зондирования Земли. В настоящее время основной источник ледовой информации — ​спутники, используются также данные дрейфующих буев и специальных ледовых наблюдений во время научных экспедиций».

Эти данные в том числе ложатся в основу ежегодного доклада Минприроды «О состоянии и об охране окружающей среды РФ». Из него можно узнать, например, что в северной полярной области прошлый год был вторым среди самых теплых за весь период наблюдений и самым теплым в Северном полушарии. Аномалия среднегодовой температуры воздуха составила 3,2 °C. Соответственно, тают льды. Средняя за месяц площадь морского льда в Северном Ледовитом океане в сентябре 2020 года была 3,92 млн км2 — ​второй результат после абсолютного минимума 2012 года (3,51 млн км2). В 2020 году летний морской ледяной покров в морях Северного Ледовитого океана сократился к сентябрю до рекордно низкого уровня 26 тыс. км2. В последние 15 лет площадь льда в сентябре колебалась между 200 и 300 тыс. км2 (в пять — ​семь раз меньше, чем в 1980-е), а в 2020 году была меньше, чем в уже упомянутом 2012-м, — 37 тыс. км2.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (508)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (508)

О программе перспективных исследований и международном сотрудничестве —  стр. 8

В «Росэнергоатоме» проходят онлайн-соревнования
по безопасности — стр. 12

Несбывшиеся прогнозы развития советского атомпрома: что не учли аналитики ЦРУ —  стр. 15

Скачать
История Люди
Взрывная энергия Георгия Цыркова: 100 лет со дня рождения ученого
История
Несбывшиеся прогнозы развития советского атомпрома
События
Ударим по астероиду: новости недели, которые стоят внимания
Главное Технологии
В «Росатоме» разрабатывают программу исследований на МБИРе до 2040 года
События Технологии
Как решить проблему переработки композитных материалов
Показать ещё