Профессия ученый-менеджер: как превратить идею в технологию

На заре атомной отрасли крупными научно-техническими проектами руководили ведущие ученые. В начале XXI века наметилась другая тенденция: НИОКР взяли под контроль профессиональные управленцы. Сегодня ВНИИНМ возрождает традиции атомного проекта. Отдел научно-технического сопровождения и управления проектами занимается менеджментом в НИОКР, и работают в нем ученые. Один из них, ведущий научный сотрудник Борис Тарасов, рассказал «СР» о том, как строит мосты между чистой наукой и технологией.

ГДЕ УЧИЛСЯ

Собирался поступать в РХТУ им. Менделеева: привлекала химия и то, что там было много девочек. Но показалось, далеко ездить. Да и прошел только на технологию силикатов — это не то, что мне было интересно. А рядом с домом был МИФИ. Решил попробовать поступить туда, попал на кафедру проблем материаловедения. Там же поступил в аспирантуру.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Моя работа подразумевает постоянное общение с исполнителями из разных подразделений нашего института и контрагентов: НИИАР, ФЭИ, ОКБМ и многих других. Я разрабатываю технические зада­ния на работы по нашим основным проектам. Кто разработал техзадание, тот и должен контролировать ход работы на всех этапах выполнения, при необходимости корректировать его. В финале я собираю отчетные материалы по НИОКР со всех контрагентов, творчески их переосмысляю и составляю общий отчет для заказчика. То, чем я сейчас занимаюсь, — это научный менеджмент в чистом виде. Я вижу своей целью преодоление пропасти между чистой наукой и технологией.

Ученые и технологи — две касты людей, которые друг друга зачастую не понимают и понимать не хотят. Моя задача — помочь им достичь взаимопонимания, организовать работу так, чтобы научная идея превратилась в промышленную технологию. В свободное от менеджмента время я продолжаю заниматься научной работой. По специальности я металлофизик, специалист по физике конденсированного состояния, кандидат технических наук. Область моих научных интересов — поведение материалов под облучением, синтез сплавов с заданными свойствами, вопросы пластической деформации материалов.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

Самое главное — коммуникабельность. Надо не бояться взять трубку и позвонить новому коллеге. Официальные письма работают очень плохо: написал — и ждешь. Конечно, никуда не уйти от официальной переписки, но начинать ее лучше уже после того, как лично пообщаешься с человеком. Как только позвонил, а лучше встретился и обсудил работу — никаких проблем обычно нет. По большей части люди доброжелательны и готовы сотрудничать. Когда на официальном уровне заключается договор, зачастую выставляются совершенно общие, фантазийные требования к работе. Получив эту бумагу, исполнитель сначала чувствует себя в информационном вакууме. В договоре написано примерно так: мы хотим полететь на Марс. Ученые рады помочь, но не понимают, что конкретно надо делать. Мы вместе разбираемся, что требуется, составляем план работы, разбираемся, как устранить узкие места.

НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ

Я считаю, что важно быть специалистом в той области науки, где управляешь проектами. В моем случае это материаловедение. Надо знать иностранные языки — ​99 % публикаций по нашей тематике выходят на английском. По моему мнению, любой научно-технический сотрудник должен читать как минимум один-два журнала по своему направлению. Я читаю все выпуски Journal of Nuclear Materials, Journal of the American Ceramic Society, Acta Materialia. В моей профессии важно следить, чтобы у тебя не возникло чувство ложной компетентности. Эксперты-управленцы разбираются в широком круге вопросов, но поверхностно. Об этом надо помнить, когда даешь советы ученым, которые гораздо лучше знают свою узкую область. Мы скользим по волнам и часто не знаем, что под нами — рифы или глубокая вода.

КАРЬЕРА

После защиты диплома работал в МИФИ, занимался исследованием оксидного и металлического ядерного топлива. Защитил кандидатскую диссертацию по тематике совместимости топливных сплавов урана с алюминиевой матрицей. После защиты перешел из университетской лаборатории в Институт промышленных ядерных технологий МИФИ. Там мне впервые открыли глаза на то, что наука и технологии — ​это совершенно разные вещи. Теорию управления в НИОКР я изучал, перенимая обширный опыт моего руководителя. Получив определенный опыт в управлении исследовательскими проектами, я перешел во ВНИИНМ и стал заниматься научным менеджментом. Честно говоря, нет ни времени, ни желания проходить специальные обучающие программы по управлению. Я считаю, что этому можно научиться только в процессе работы.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ОТДЕЛ

Задача нашего отдела — ​управление научно-техническими проектами, которые ведутся в основном в рамках проектного направления «Прорыв». Мы отвечаем за исполнение нескольких госконтрактов. Основных два: разработка и обоснование твэлов для реакторов типа БРЕСТ и БН‑1200 и разработка технологии фабрикации и ренитридного ядерного топлива. Мы готовим научно-технические отчеты по этим контрактам для «Росатома».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: