«Росатом» будет производить накопители энергии на Балтийской АЭС

«Росатом» построит в Калининградской области завод по производству литий­ионных ячеек и систем накопления энергии. Интегратор РЭНЕРА, «дочка» ТВЭЛ, подписал соглашение с правительством региона. Новое предприятие, которое называют «российской гигафабрикой», позволит госкорпорации нарастить присутствие на стремительно развивающемся рынке накопителей энергии.

Пуск завода станет кульминацией формирования этого бизнес-­направ­ления в ТВЭЛ. Накопителями для электротранспорта и нужд электроэнергетики ТВЭЛ активно занимается последние 10 лет. В 2011 году была создана компания «Катодные материалы», которая производит литийсодержащие порошки на НЗХК. Первой площадкой сборочного производства накопителей для заводской спецтехники стал новоуральский «Центротех». Постепенно с разовых заказов «Центротех» перешел к программам переоснащения заводской техники: вместо свинцово-­кислотных аккумуляторов на погрузчики и другую внутризаводскую технику устанавливали литийионные — ​более удобные и безопасные в эксплуатации.

Переосмысление бизнес-­модели произошло в 2019 году. «Катодные материалы» возглавил Эмин Аскеров, до этого руководивший в «Росатоме» разработкой и реализацией продуктовой стратегии «Ветроэнергетика». Он собрал новую управленческую команду и сконцентрировался на производстве накопителей для электроэнергетики, городского и промышленного транспорта.

В октябре 2020 года компания сменила название на РЭНЕРА («Росатом — ​Энергоаккумулирующие решения»). Для быстрого трансфера технологии, отвечающей требованиям мирового рынка, РЭНЕРА купил 49 % южнокорейской Enertech International — крупного ​производителя литий­ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления электроэнергии.

На площадке Московского завода полиметаллов было развернуто опытно-­промышленное производство батарей. Их собирают из ячеек, которые поставляет Enertech. «Центротех» сосредоточится на изготовлении систем оперативного постоянного тока для крупных электроэнергетических компаний и будет работать по индивидуальным заказам.

РЭНЕРА сразу планировал не ограничиваться правом на часть продукции Enertech, а построить завод в России. Заниматься производством будет его «дочка» — ​«РЭНЕРА-Энертек», которую в апреле этого года зарегистрировали в Санкт-­Петербурге. Там же разместили и центр обслуживания клиентов.

Российская гигафабрика

В сентябре выбрали место для завода — ​промышленную площадку Балтийской АЭС, которая сейчас проходит процедуру консервации. Пока запланированная производственная мощность — ​3 ГВт·ч в год. Не исключено, что она кратно вырастет: инвестиционную программу по накопителям ТВЭЛ разворачивает в расчете на бум в этом сегменте в ближайшие 10 лет. «Сигналы, которые мы получаем от российского рынка, свидетельствуют, что запланированный нами год назад объем производства может оказаться недостаточным. Чтобы реализовать план развития электротранспорта, мы рассматриваем сценарий увеличения производственной мощности завода до 12 ГВт·ч», — ​отмечает гендиректор РЭНЕРА Эмин Аскеров. По прогнозам Bloomberg, спрос на литийионные батареи к 2031 году вырастет в 10 раз и превысит 2 тыс. ГВт·ч. Доля России на мировом рынке накопителей должна к тому времени составить 1 %.

Гендиректор РЭНЕРА и губернатор Калининградской области положили начало новому заводу
Батареи для электромобилей

Предполагается, что основными потребителями продукции завода в Калининградской области будут отечественные производители электротранспорта. Надеяться на рост спроса позволяет принятая правительством концепция развития электротранспорта до 2030 года. «Появление в России полномасштабного производства литий­ионных накопителей энергии внесет существенный вклад в реализацию государственной политики в сфере импортозамещения», — ​комментирует президент ТВЭЛ Наталья Никипелова.

Импортозамещение уже началось: в сентябре РЭНЕРА подписал соглашение с «АРМЗ Горные машины» об оснащении накопителями погрузочно-­доставочных машин ARGO. До этого накопители для них поставлял французский партнер компании — ​Aramine.

Недавно РЭНЕРА представил новую продуктовую линейку: тяговую батарею для тяжелых грузовиков со сверхбыстрой зарядкой и накопитель для легковых электромобилей. «В этом году подписано соглашение с КамАЗом и «Россетями» о разработке комплексного решения по электротранспорту, зарядной инфраструктуре и сервису, — ​рассказывал недавно в интервью «СР» Эмин Аскеров. — ​Главная идея — ​сделать электротранспорт более доступным: городу не нужно инвестировать в электротехнику и инфраструктуру, а можно платить сразу за так называемый зеленый километр, стоимость которого рассчитывается из пробега электротранспорта и затрат на его обслуживание на протяжении всего жизненного цикла. В сентябре запускаем пилотный проект в Белгороде, а в следующем году хотим опробовать там несколько десятков электробусов. Ведем переговоры о поставках КамАЗу, ПК «Транспортные системы», «Транс-­Альфа», которые выпускают электробусы, электромобили коммерческого и личного пользования. Изначально мы смотрели на зарубежный рынок как на приоритетный, но при глубоком анализе оказалось, что потенциальный рынок сбыта в России даже превышает наши планируемые объемы. Конечно, мы будем работать и с иностранными заказчиками. Интерес проявили некоторые всемирно известные бренды, сборка их автомобилей производится в нашей стране, и они хотят соответствовать требованиям локализации. Если они включат наши батареи в конструктив своих машин, то мы попадем в цепочку их поставщиков. Основное направление работы с зарубежными игроками — ​формирование совместных предприятий, такие переговоры, например, ведутся с компаниями из Азии».

Также литийионные батареи российского производства применяются в электросетевом хозяйстве, системах бесперебойного энергоснабжения и балансирования энергопотребления. Свежий пример: «Атомэнергопромсбыт» ввел на «ЗиО-Подольске» в промышленную эксплуатацию систему «Коммерческий диспетчер», в которой используются накопители РЭНЕРА.

РЭНЕРА готовится удовлетворить стремительно растущий спрос на накопители
Рабочие места

Планируется, что производство на площадке Балтийской АЭС заработает в 2026 году. «Предварительная потребность в кадрах на новом заводе оценивается в 2 тыс. человек», — ​говорит губернатор Калининградской области Антон Алиханов. В связи с этим он надеется на прирост населения в восточных муниципалитетах, увеличение объемов строительства жилья и улучшение инфраструктуры.

Новое производство имеет значение и для России в целом: батареи позволяют сократить потребление углеводородного топлива и рационально использовать электроэнергию. И то и другое — ​способы достижения нулевых выбросов и минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё