Правила жизни капитана Лобусова

Какие качества помогут завоевать и поддержать авторитет в
«Атомфлоте», как правильно относиться к белым медведям, что отвечать критикам развития Северного морского пути? Своими правилами жизни поделился капитан атомохода «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов.

Профессионализм для капитана важнее личных качеств. Надо в трудные моменты принимать правильные решения, знать, что делать. Мой однокашник много лет возил бананы. Всегда навещал меня в Питере и часами рассказывал, какой у него плохой капитан. А однажды начал его нахваливать. Я недоумеваю: что изменилось? Оказалось, у них посреди Атлантики в шторм остановился двигатель. Это самое страшное, что случается в море: судно не может противостоять волне. Капитан принял правильные решения и спас свой экипаж. Вот такой должен быть капитан. Конечно, команде хочется, чтобы он еще был мягкий и добрый, но главное все-таки профессионализм.

Члены экипажа — прежде всего подчиненные. Есть среди них и друзья, с которыми мы давно работаем. Но на флоте четкая иерархия, иначе нельзя. Все это понимают. Мне повезло: когда предложили идти на «50 лет Победы» капитаном, я набирал костяк экипажа сам. А они уже подбирали остальных специалистов. Экипаж хороший, слаженный, понимающий свои функций, дружный, надежный.

Если ты связал жизнь с морем, значит, ты смелый. Но одной смелости мало. Чтобы работать на атомном флоте, нужна уживчивость, да и просто способность находиться в этих условиях. Полжизни мы проводим на ледоколе. Работаем четыре месяца, часто даже не сходя на берег, потом четыре месяца отдыхаем. Важно быть дисциплинированным. Ну и в голове что-то не помешает иметь: техника у нас довольно сложная. В мировом флоте идет вытеснение высококвалифицированных специалистов менее квалифицированными, в основном из Юго-Восточной Азии. Они не имеют такого багажа знаний, но готовы работать за меньшие деньги. Техника и технологии в море достигли высокого уровня, и знаний типа «как там внутри все устроено» уже не требуется.

Чувство юмора на ледоколе нужно, но главное не переборщить. Шутка может поддержать коллегу, который устал, расклеился. А вот насмешка может добить, и человек уйдет в себя.

Ледокол для меня живой. Когда приезжаю из отпуска, обязательно здороваюсь, уезжаю — прощаюсь. Атомоходы — как автоматы Калашникова: надежные, крепкие, с большим запасом прочности. Люди, которые работают на ледоколе, могут починить практически все. Однажды во время рейса вертолет поймал лопастью птицу. Наши судовые специалисты на месте починили. Когда потом с берега привезли штатные запчасти, летчики отказались их ставить: мол то, что нам сделали моряки, гораздо лучше.

Если ледокол столкнется с айсбергом, не повезет айсбергу. Даже если бы «Титаник» столкнулся с айсбергом правильно — ну, побили бы тарелки, люди получили бы ушибы, но трагедии бы не случилось. Как Чернобыль внес большой вклад в повышение безопасности атомной энергетики, так и «Титаник» — в повышение безопасности мореплавания. Изменились конструкции кораблей и спасательных шлюпок, получила развитие экстренная радиосвязь. Если мы носом столкнемся, то ничего не повредим. Если бортом — поцарапаемся. И пойдем дальше.

Северный полюс нельзя покорить. До него можно дойти, сделать свои дела и убраться восвояси. Хозяева Арктики не люди, а белые медведи. Мы-то пришлые, а для них это дом. Всегда уступаем им дорогу: если на пути медведь, ледокол притормозит, отвернет.

Опасность — постоянная спутница моряка. Вышел в море — уже опасно. Вышел в лед — трижды опасно. Но мы все время в таких условиях живем. Лично для меня самым тяжелым случаем был инфаркт у моего моряка. К сожалению, спасти его не смогли. Вот это тяжело. А остальное — рабочие моменты.

Приходится быть медийным капитаном. Общение со СМИ, блог популяризируют атомный ледокольный флот, Арктику, нашу работу. Еще лет 10 назад о нас мало говорили, мало знали. Сейчас ситуация изменилась.

Я предложил проект «Чистая Арктика». На Земле Франца-Иосифа есть места, куда мы в туристических рейсах не подходим, чтобы не показывать ужаса, который там творится: сломанная техника, бочки, бытовой мусор, оставленные геологами, добытчиками полезных ископаемых, военными. Написал в интернете: надо что-то делать, надо Арктику чистить. Неожиданно крик моей души подхватили на разных уровнях — от волонтеров до членов Общественной палаты. Процесс пошел, теперь главное, чтобы он не остановился.

Критиков не переубедить словами. Много любителей говорить о том, что из-за глобального потепления ледокольный флот скоро станет не нужен, можно уже его закрывать. Могу предложить только пройтись в феврале по Севморпути на яхте. Зимой лед будет, он будет тяжелый, и без ледоколов в обозримом будущем не обойтись. Если у вашего дома находится дорога, которую использовать удобно и выгодно, ее надо поддерживать в хорошем состоянии. Арктика — это российская территория, поэтому развитие Северного морского пути — важная государственная задача. Это наша дорога, нам без нее никак.

Если правильно выбрал спутника жизни, море вас не разлучит. Но будет нелегко. Я женат более 30 лет, супруга очень тяжело переносит разлуку. И не привыкает, с годами только хуже переживает мои отъезды. Но она никогда заговаривает о том, чтобы я поменял работу. С пониманием относится. Мне повезло: важные события в жизни семьи я не пропускал. Обе дочки родились, когда я был дома. Свадьбы свои они подгадывали под мое пребывание на суше. И когда внук родился, я тоже дома был.

Больше всего скучаю по дому в первый и последний месяцы рейса. А дома под конец отпуска начинаю скучать по морю. На рейс никак специально не настраиваюсь. Чемодан собираю перед самым выездом.

Я не береговой. Не могу представить, чтобы захотелось сменить профессию. С 1981 года у меня путь от койки до места работы занимает не больше 15 минут. По-другому я работать не готов. Пока.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Люди
На пути в капитаны: студенты рассказали о практике на атомном ледоколе
Федеральный номер «Страна Росатом» №35 (499)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №35 (499)

Андрей Никипелов: «Через несколько лет мы войдем в топ-5 российских машиностроительных компаний» — стр. 4

Что повидал на своем коротком веку корпус нового ВВЭР-ТОИ — стр. 13

Кто присматривает за 22 маяками на Севморпути —  стр. 14

Скачать
События
«Страна Росатом» запускает новый фотобанк
События
Почему Марс без воды: новости недели, которые стоят внимания
События
Быстрее, зеленее, устойчивее: что обсуждали на Генконференции МАГАТЭ
Люди
Переработать отработанное: кто разрабатывает технологии переработки ОЯТ
Показать ещё