Подписано на ВЭФ-2021: итоги Восточного экономического форума

Малая АЭС для Якутии, плавучие энергоблоки для Баимского ГОКа, новый ледокол для «Норникеля», поезда на водородном топливе для Сахалина — ​это лишь часть соглашений, подписанных «Росатомом» на Восточном экономическом форуме.

Координация на Большом Севморпути

«Росатом» и Минвостокразвития России подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились скоординировать действия по развитию БСМП в целях обеспечения устойчивого роста экспортного, каботажного и транзитного грузопотока.

Инфраструктура на Чукотке

«Росатом» и правительство Чукотки договорились об укреплении социальной и инфраструктурной составляющей региона, в том числе в местах расположения Билибинской АЭС и ПАТЭС. Планируется рассмотреть возможность совместного участия в проектах развития СМП, улучшения качества связи в населенных пунктах региона, их энергообеспечения и благоустройства.

Малая АЭС для Якутии

«Росатом», Минвостокразвития России и Республика Саха (Якутия) подписали соглашение о реализации проекта атомной генерации. В частности, стороны рассмотрят возможность использования концессионной модели для сооружения АЭС малой мощности (АСММ) с РИТМ‑200Н в Якутии. Строительство АСММ позволит преодолеть основные инфраструктурные ограничения запуска перспективных коммерческих проектов на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и обеспечит стабильность энергоснабжения и цен на электрическую энергию. Электрическая мощность станции составит не менее 55 МВт, срок службы незаменяемого оборудования — ​до 60 лет.

Документ предусматривает совместную разработку плана комплексного социально-­экономического развития арктических территорий Якутии: модернизацию энергетической инфраструктуры, обеспечение энергией максимального количества потребителей, совершенствование транспортной и социальной инфраструктуры поселка Усть-­Куйга и Усть-­Янского улуса (района).

Плавучие АЭС

«Атомфлот» и ГДК «Баимская» (входит в группу Kaz Minerals) подписали предварительное соглашение о поставке электроэнергии в рамках реализации комплексного плана инвестпроекта по освоению Баимской рудной зоны.

Речь идет об обеспечении энергией Баимского горно-­обогатительного комбината, который создается для освоения одноименного, крупнейшего по оцененным запасам меди и золота, месторождения на постсоветском пространстве.

Для этого «Атомфлот» поставит четыре модернизированных плавучих энергоблока (МПЭБ) установленной мощностью не менее 106 МВт каждый, с вводом в эксплуатацию в районе мыса Наглейнын первых двух энергоблоков к началу 2027 года, третьего — ​к началу 2028 года, четвертого — ​к началу 2031 года. Общий объем инвестиций в проект по энергоснабжению составит свыше 150 млрд руб­лей.

По условиям соглашения, поставка электроэнергии с МПЭБов будет осуществляться на мысе Наглейнын. Одним из важнейших условий предварительного соглашения является законодательное (при необходимости) и/или нормативно-­правовое урегулирование вопросов обеспечения принципа «бери или плати» при поставках электроэнергии в РФ. В рамках соглашения стороны подтвердили базовые договоренности о цене на электроэнергию (6 руб­лей за киловатт-час в ценах 2020 года с учетом индексации) и объеме потребления.

«Атомэнергомаш» и «Глобалтэк» договорились сотрудничать в рамках Якутского газового проекта. В частности, компании рассмотрят возможности совместной реализации проекта по энергоснабжению за счет плавучих АЭС комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ и газового конденсата.

Новый ледокол для «Норникеля»

«Росатом», «Норникель» и Дальневосточный центр судостроения и судоремонта подписали соглашение о совместном проектировании и строительстве двухтопливного (дизель — ​СПГ) ледокола. Проект направлен на увеличение грузооборота на Северном морском пути.

В рамках расширения навигации в восточном секторе СМП требуется обеспечить ледокольную проводку грузовых судов «Норникеля», а также судов обеспечения проектов, реализуемых на полуострове Таймыр, в западной части акватории Севморпути, в том числе в Енисейском заливе и на реке Енисей, взамен выводимого из эксплуатации атомного ледокола типа «Таймыр».

Стороны договорились сформировать рабочую группу. «Норникель» предоставит информацию по перспективным грузопотокам, типам судов и количеству рейсов в порту Дудинка. На основании этого будет разработано задание на проектирование и строительство ледокола, определяющее основные параметры: ширину, дедвейт и мощность с учетом будущей потребности в проводке судов различных типоразмеров.

Далее «Норникель» и «Росатом» намерены проработать вопрос о привлечении финансирования для проектирования и строительства ледокола, в том числе возможность государственного субсидирования ставки оказания услуг.

Дальневосточный центр судостроения и судоремонта предоставит «Норникелю» и «Росатому» информацию о потенциальных проектанте и судостроителе. Ими могут выступить ЦКБ «Айсберг» и судостроительный комплекс «Звезда». Договор на проектирование и строительство ледокола стороны планируют подписать в 2022 году.

Цифровизация Севморпути

«Росатом» и «Востокгосплан» договорились развивать сотрудничество по цифровизации СМП и Арктики. Речь идет о создании информационно-­аналитической системы «АрктикЛабс» и Единой платформы цифровых сервисов Севморпути (ЕПЦС СМП). «АрктикЛабс» будет формировать и поддерживать функционирование динамической математической модели с симуляцией эффектов (факторов) на международном, федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях. Модель позволит произвести расчет мероприятий и сценариев развития Арктической зоны РФ и СМП как драйвера такого развития.

ЕПЦС СМП предоставит пользователям информационные сервисы управления мореплаванием, обработки данных по гидрометеорологической и ледовой обстановке, навигационно-­гидрографического обеспечения, информационного обеспечения грузоперевозок, обеспечения безопасности мореплавания, мониторинга эффективности управления объектами инфраструктуры и имуществом, экологического мониторинга.

«На решение о создании ЕПЦС СМП повлиял взрывной рост грузопотока по СМП. Платформа, объединяющая все цифровые ресурсы, позволит в режиме одного окна оказывать услуги грузоперевозчикам, судовладельцам и капитанам судов, страховщикам, портовым терминалам и другим участникам рынка. ЕПЦС СМП — ​один из важнейших элементов развития Северного морского пути как круглогодичного международного морского транспортного коридора Евразийского континента», — ​отметил заместитель главы дирекции Северного морского пути Максим Кулинко.

Водород для Сахалина

РЖД, правительство Сахалинской области, «Росатом» и «Трансмашхолдинг» подписали протокол о признании проекта организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах на Сахалине целесообразным и технически осуществимым.

«Наступает время проектирования и изготовления опытной партии из семи поездов. Нам предстоит создать непосредственно на Сахалине малотоннажное производство водорода и сеть топливозаправочных комплексов, сформировать пилотный полигон и запустить регулярное пассажирское железнодорожное сообщение. На базе островного университета будет создан центр компетенций для подготовки кадров. Сахалинская область выходит в лидеры новой для России, очень перспективной отрасли экономики, связанной с производством и использованием водорода», — ​отметил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

«Поезда на водороде — ​уже не фантастика, а наше ближайшее будущее. Благодаря им удастся свести к нулю вредные выбросы в атмосферу. Конечно, нам предстоит большой путь по отработке технологических и экономических моментов, но мы совершенно точно найдем комфортное для всех решение», — ​заявил гендиректор и председатель правления РЖД Олег Белозеров.

К решению этой задачи привлечены лучшие инженерно-­конструкторские кадры «Трансмашхолдинга», добавил гендиректор компании Кирилл Липа.

В рамках проекта «Росатом» отвечает за производство и поставку водородного топлива, организацию и эксплуатацию систем заправочной инфраструктуры для проекта водородного поезда. «Принимая во внимание масштабную программу госкорпорации «Росатом» по развитию водородных технологий, мы рассматриваем перспективу применения отечественных технологий для обеспечения водородным топливом будущих поездов», — ​заявил первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров.

«Росатом» также договорился с «Газпромом» о сотрудничестве по водороду на Сахалине. Речь о строительстве в регионе завода по производству водорода из природного газа методом паровой конверсии метана с улавливанием углекислого газа, «Росатом» рассмотрит возможность создания завода и логистической инфраструктуры поставок водорода потребителям. «Газпром», в свою очередь, проработает возможность поставок газа в качестве сырья для этого завода.

Промышленный туризм в России

«Росатом» и Ростуризм договорились о сотрудничестве в формировании экосреды для туристов, посещающих уникальные промышленные объекты.

Первым шагом совместной работы станет создание единой базы предприятий России, которые готовы быть интегрированными в экосистему промышленного туризма. Созданные решения позволят развивать в России туристическое направление, которое во всем мире пользуется большой популярностью.

Наша страна обладает высоким потенциалом в этой области. В России почти 18 тыс. промышленных предприятий, из которых лишь 3–4 % практикуют экскурсии. Промышленный туризм может стать не только интересным пунктом программы во время отдыха, но еще и поможет сформировать производственную культуру труда, повысить престиж рабочих профессий.

В рамках проекта будут разработаны туристические маршруты (посещение производств, обучение производственным процессам, тренинги и мастер-­классы). Пилотными регионами для проекта выбраны Нижегородская, Белгородская, Сахалинская, Челябинская области и Красноярский край.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: