Ученые и бизнес верят в будущее квантовых технологий

В рамках VI Международной конференции по квантовым технологиям ICQT состоялся открытый день — ​к дискуссии ученых присоединились зрители. Модератором выступил Руслан Юнусов, руководитель проектного офиса «Росатома» по квантовым технологиям. Ключевыми темами стали инвестиции в стартапы и отношение бизнеса к квантовым исследованиям. «СР» собрала мнения ученых и предпринимателей.


Руслан Юнусов
Руководитель проектного офиса по квантовым технологиям, «Росатом»

— Что могут дать квантовые вычисления? Прорыв в области финансов и инвестиций. Американские JPMorgan Chase и IBM изучают эффекты квантовой комбинаторной оптимизации в финансах. С квантовыми компьютерами они занимаются задачами поиска в неупорядоченных базах данных.

Совершенствование энергетической отрасли. Министерство энергетики США в качестве «квантовых» приоритетов рассматривает создание эффективных распределительных сетей. В рамках проекта Ок-Риджской национальной лаборатории выполняются задачи по оптимизации распределения электроэнергии, которая поступает из разных источников. Выполняются задачи по прогнозированию потребления энергии. В результате должны быть разработаны новые архитектуры национальной энергосистемы — ​более устойчивые и надежные.

Химия и фармацевтика также меняются благодаря квантовым вычислениям. Нефтекомпания ExxonMobil планирует использовать квантовые компьютеры для расчета механизмов катализа и межмолекулярного взаимодействия. В полном объеме такие задачи непосильны для классических суперкомпьютеров.


Альберт Ефимов
Вице-президент, директор управления исследований и инноваций, Сбербанк

— 10 лет назад никто не мог представить, что «Сбер» начнет заниматься собственными исследованиями, но сегодня это так. Виртуальный ассистент «Афина», один из продуктов, который уже находится на рынке, создан благодаря нашим исследователям. Мы ни в коем случае не конкурируем ни с РАН, ни с Российским квантовым центром, мы скорее из тех, кто наблюдает за созданием квантового компьютера. Я снимаю шляпу перед героизмом ученых, которые занимаются этой темой, несмотря ни на что, и снимаю шляпу перед героизмом «Росатома», который верит в это все и организует эту замечательную экспертную технологическую тусовку. Мы как раз можем взять от вас технологии и довести их до промышленного внедрения.


Дмитрий Зауэрс
Заместитель председателя правления Газпромбанка

— Когда Газпромбанк начал финансировать Российский квантовый центр, мы были тогда, семь лет назад, единственной организацией в России, которая поверила в квантовые технологии. Я думаю, что квантовая криптография станет первым технологическим стеком, который будет серьезно масштабирован. Есть также задачи, связанные с вычислениями, с оптимизацией инвестиционных портфелей, оценкой кредитоспособности, моделированием поведения клиента. Когда будет создан квантовый компьютер, точно найдется, чем его загрузить.

Когда какая-то история становится громкой, инвестировать в нее уже поздно. В инновации нужно инвестировать, пока их никто не видит. Мне всегда казалось, что технологический прорыв будет связан именно с квантами, потому что классическая электроника практически исчерпала свои возможности масштабирования. Но ни одна серьезная инвестиция в новую технологию не может обойтись без веры в нее. Мы часто требуем экономических обоснований, бизнес-моделей, бизнес-планов и выходов на окупаемость — ​на ранней стадии технологии это невозможно. Нам повезло, мы инвестировали на очень ранней стадии в очень перспективную технологию.


Томмазо Каларко
Автор Европейской программы развития квантовых технологий Quantum Flagship

— Ученых не нужно убеждать в том, что технологии развивать необходимо. Airbus, Google участвуют в этих процессах. Сейчас у нас 130 членов консорциума в составе рабочих групп. В Европе есть целый ряд интересных стартапов на переднем крае разработок, в сфере квантовых вычислений. Требуется серьезное участие со стороны инвесторов, в этой роли выступают известные мощные компании. Они создают постоянный денежный поток и сотрудничают с научным сообществом.


Паоло Бьянко
Управляющий глобальным R&T-сотрудничеством, Airbus

— Нам необходимы мощные компьютерные вычисления для оптимизации различных элементов самолета. Например, квантовые технологии можно использовать для моделирования аэродинамики. Был вопрос оптимизации части крыла под фюзеляжем, в ней много элементов, которые трудно конструировать. Для расчетов нагрузки на них уходит много времени. Еще одна задача, которую мы недавно решали, — ​оптимизация погрузки грузов. В ходе решения практических задач с использованием квантовых технологий мы отобрали пять финалистов, в том числе команду машинного обучения из Италии. Ее задачей была как раз оптимизация погрузки. Теперь мы тесно работаем. Я не ожидаю, что их предложения можно будет сразу использовать, но мы поймем, дадут ли квантовые вычисления серьезные преимущества. И если да, мы сможем масштабировать их таким образом, чтобы оптимизировать работу всей компании.


Хемант Дарбари
Генеральный директор Центра развития передовых вычислений

— Мы приняли решение инвестировать 1,2 млрд долларов в развитие компьютерных вычислений. Направления, по которым мы работаем, — ​это квантовые ускорители и промышленное применение. Квантовый ускоритель станет реальностью очень скоро. Он позволит ускорить все процессы компьютерных вычислений. Мы разрабатываем целый ряд программ с привлечением различных специалистов.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: