В «Росэнергоатоме» заработал центр принятия решений

В оборудованном огромными экранами зале человек одним движением руки пролистывает, сжимает и разворачивает файлы с информацией. Это не кадры из фантастического фильма, а реальная картинка из центра принятия решений «Росэнергоатома». О задачах и возможностях новой разработки концерна по цифровому управлению компанией рассказывает заместитель гендиректора, директор по экономике и финансам «Росэнергоатома» Сергей Мигалин.

— Когда более 10 лет назад был модернизирован ­кризисный центр концерна, казалось, что это последнее слово техники. Прошли годы, и теперь в «Росэнергоатоме» создан центр принятия решений — ​ЦПР. Что изменилось?

— Раньше в кризисном центре собирали информацию, которая в первую очередь касалась безопасности и текущего функционирования ядерных установок. Помимо компьютерных данных, это могли быть телефонные уведомления, бумажные отчеты. Это был сбор, систематизация и обработка информации практически в ручном режиме для ежедневных отчетов о текущем состоянии ядерных объектов, что позволяло достаточно быстро и комплексно реагировать на любые ситуации.

Но сегодня уже недостаточно говорить только о безопасной работе, она должна быть и максимально эффективной. Информационное поле сразу резко расширилось. Поэтому, прежде всего, новый центр отличается охватом. Визуально это набор связанных информационно-­аналитических панелей, дашбордов, на которых доступна информация по всем аспектам деятельности организации. Это и безопасность, и коммерческая деятельность, выдача мощности, состояние наших систем в энергосистеме страны, вопросы экономики, финансов, социальная и радиационная обстановка и т. д.

Большая часть этой информации собирается автоматически, без участия человека. В первую очередь это решает задачу оперативности. Если раньше отчеты поступали раз в сутки, то сейчас, к примеру, данные о состоянии энергосистемы «Системного оператора» поступают с задержкой всего на несколько минут, практически онлайн.

— Какие возможности открывают эта оперативность сбора информации и расширение охвата?

— Раньше в ­кризисном центре занимались еще и обработкой полученных данных, готовили аналитический отчет. Руководители не имели непосредственного доступа к данным и возможности оперативно делать выводы. Им приходилось дожидаться рассылки подготовленного отчета.

Сейчас, благодаря центру принятия решений, руководитель может сам обратиться к любому аспекту, который ему интересен. Например, вой­ти в определенный раздел инфопанелей и детально посмотреть, какие показатели интегрированной системы управления (ИСУ) находятся в красной зоне, то есть имеют отклонения. Это совершенно другой уровень аналитики и скорости принятия решений. При этом руководителю не надо быть ИТ-специалистом — ​интерфейс панелей стандартный, хотя мы и уделили определенное внимание эргономике, чтобы все было удобно и доступно. Есть возможность ретроспективно и быстро посмотреть любые цифры, например, за прошлый год, чтобы соотнести их с текущими показателями. Система включает и элементы моделирования. Она может ответить на вопрос, а что будет, если… Таких возможностей раньше не было. По ряду показателей есть даже голосовое управление, систему можно просто спросить.

— Как еще можно использовать эти элементы искусственного интеллекта?

— Например, руководитель коммерческого блока может смоделировать, каким в случае нештатной ситуации при отключении ­какого-либо блока будет перераспределение электроэнергии, как изменится схема ремонтов, какой будет выработка.

Мы постарались интегрировать в систему интерактивные элементы: всплывающие дополнительные пояснения, индикаторы открытых вопросов. Руководитель может потратить десять секунд, посмотреть первую страницу основной панели и просто освежить в памяти, какие проблемы все еще актуальны, какой статус у того или иного вопроса. Ему не надо вспоминать, что он в ­каком-то текущем отчете читал, или ­кто-то говорил, или ­где-то у него записано. Это позволяет быстро сконцентрироваться на том, что действительно важно, вникнуть в ситуацию, оценить показатели и принять решение. Пока к системе имеют доступ генеральный директор, его заместители и руководители департаментов. В перспективе доступ получат и руководители АЭС к своей части информации.

— Отразится ли работа нового центра на тех, кто непосредственно обеспечивает выработку электроэнергии?

— Я думаю, все, безусловно, почувствуют изменения. Во-первых, появился инструмент, который может быстро донести реальную ситуацию на любой АЭС до руководства концерна. Всю необходимую информацию можно увидеть онлайн, а это скорость и оперативность.

Во-вторых, это точность. Раньше можно было ­что-то умолчать, по-разному интерпретировать. Теперь это реальные данные, большая часть которых поднимается прямо из систем, исключая человеческий фактор, и с этим не поспоришь. Раньше, чтобы доложить о проблеме, надо было записаться к руководителю на прием, найти время в его графике, ждать, если руководитель в отъезде. Теперь руководителю ничто не мешает открыть ноутбук или планшет и увидеть, что есть проблема или критический вопрос на стройплощадке, в конкретном процессе на АЭС или в центральном аппарате. Если вопрос не терпит отлагательства, руководитель сразу может позвонить, написать, дать поручения конкретным исполнителям.

— Кто является разработчиком центра и обеспечивает техническое сопровождение проекта? Насколько защищены базы данных новой платформы от внешних проникновений?

— Постановкой задачи занимались финансово-­экономический и коммерческий блоки, служба качества и производственный блок центрального аппарата «Росэнергоатома».

Сначала нужно было продумать идеологию и порядок работы. Конечно, мы делали это не с нуля — ​и 10 лет назад работал ­кризисный центр. Даже защищенное мобильное приложение, которое отображало базовые параметры, мы уже использовали ранее. Мы постарались все это улучшить. Исполнителем стала наша дочерняя компания «Консист-­ОС», которая теперь обслуживает, сопровождает и поддерживает проект.

Сеть передачи данных надежно защищена, используется шифрация, кодирование, многоуровневая система контроля доступа, защита паролей, различные виды аутентификации пользователей. Поскольку центр находится в нашей внутренней сети, имеется структурированная защита от внешних угроз и проникновений в саму сеть.

— Есть ли у центра потенциал развития?

— Сейчас мы завершаем разработку по переносу центра принятия решений в промышленное защищенное облако, чтобы обеспечить доступ к системе с любого компьютера, находящегося в «Росэнергоатоме» — ​не важно, в каком городе. В перспективе к определенным разделам центра смогут присоединиться и зарубежные площадки. Параллельно работаем над переносом основных инфопанелей на корпоративные мобильные устройства: ноутбуки и планшеты, чтобы руководители, где бы они ни находились, имели доступ к информации.

Центр принятия решений — ​это целые «озера» больших данных. Мы смогли создать целостное решение, готовый продукт, который достаточно легко интегрируется под любой крупный индустриальный холдинг или промышленный объект. Ведь проблемы везде идентичные — ​это безопасность и надежность работы, режимы оборудования, параметры технологических процессов, индикаторы системы менеджмента качества, характеристики и показатели коммерческой и социальной среды, связи регионов и общая задача консолидации данных холдинговых структур и промышленных групп. Учитывая стремление к импортонезависимости, в перспективе наш продукт может быть востребован очень многими компаниями. Это отличная возможность объединить разрозненные системы в единое информационное целое, позволяющее менеджерам принимать быстрые и точные управленческие решения.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: