«Росатом» и «Норникель» договорились о проводке судов по Севморпути: итоги Дня Арктики

Основная задача, которую решает «Росатом» в Арктике, — к 2030 году превратить Севморпуть в круглогодичный международный логистический коридор. Не менее важно, развивая Арктический регион, сохранить его уникальную природу. Реализовать все задуманное можно только совместными усилиями государственных и частных компаний, согласились все участники прошедшего 23 июля в Петербурге форума «День Арктики».

Открывая форум, глава «Росатома» Алексей Лихачев зачитал приветственное послание президента России: «Только сообща мы превратим Арктический регион в пространство мира, сотрудничества и взаимного доверия». Эта же мысль прозвучала в выступлении зампреда правительства, полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Он напомнил, что в 2020 году вся Российская Арктика получила статус особой экономической зоны: «Сегодня каждый, кто готов вложить в свой проект от 1 млн рублей, может стать резидентом и воспользоваться налоговыми льготами и административной поддержкой».

Заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша рассказал о планах госкорпорации: нарастить грузопоток по СМП до 80 млн т к 2024 году (в 2020-м он составил около 33 млн т) и до 110 млн т — к 2030-му. Для этого понадобятся новые суда. Есть планы еще на два атомных ледокола проекта 22220, также до конца года должно быть принято решение о строительстве трех-четырех ледоколов на СПГ.

Кстати, теплоход «Кронштадт», на котором организовали форум, специально зашел на территорию Балтийского завода, чтобы участники увидели почти готовые атомоходы «Сибирь» и «Урал» проекта 22220, а также «Арктику» — она введена в состав «Атомфлота» и проходит сейчас гарантийное обслуживание.

Не только ледоколы

Алексей Лихачев подчеркнул, что развитие внешнеотраслевого партнерства — одна из главных задач «Росатома» в Арктике.

Ключевая производственная площадка «Норникеля» расположена на полуострове Таймыр, поэтому вопрос логистики и инфраструктуры Севморпути для компании жизненно важен. На форуме «Росатом» и «Норникель» заключили дополнительное соглашение о сотрудничестве до 2030 года. В документе обозначены три главных направления, рассказал старший вице-президент, руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля» Сергей Дубовицкий. Во-первых, запланированы договоры на срок до 15 лет по сопровождению судов атомными ледоколами проекта 22220. Во-вторых, «Норникель» собирается начать строительство собственного ледокола на дизеле и СПГ, а «Атомфлот» будет его эксплуатировать. В-третьих, рассматривается возможность совместного строительства ледокола взамен выбывающего «Таймыра», а также портового ледокольного флота взамен ледокола «Дудинка», принадлежащего «Норникелю».

Амбициозные планы в Арктике и у корпорации «Аеон». Ее «дочка» «Северная звезда» осваивает Сырадасайское угольное месторождение на Таймыре с оценочными ресурсами 5 млрд т. Грузы оттуда будут доставлять по СМП в страны Юго-Восточной Азии. «Росатом» и «Аеон» договорились о сотрудничестве в сфере арктического судоходства. Соглашение предполагает строительство судов класса не ниже Arc 5 и буксиров — не ниже Arc 6 или Icebreaker 6 (Arc 5 — самостоятельное плавание во льдах толщиной до 1 м в летне-осеннюю навигацию, Arc 6 — до 1,3 м, Icebreaker 6 — выполнение ледокольных операций в неарктических морях при толщине льда до 1,5 м).

Новых ледоколов с нетерпением ждут и в «Новатэке». В планах компании — с 2024 года начать круглогодичную навигацию по СМП.

С юга на север

В «Дне Арктики» онлайн и очно участвовали представители 20 стран, в том числе девять послов. Регионом интересуются даже географически далекие от него страны. Яркий пример — ОАЭ. DP World, один из крупнейших в мире портовых операторов с сетью из 129 подразделений в 55 странах, подписал с «Росатомом» соглашение о совместной проработке плана развития пилотных контейнерных перевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией с использованием опорной транспортной инфраструктуры в Арктике. «Русатом Карго» и DP World Russia FZСO подписали соглашение о создании СП для реализации пилотного проекта транзита через Севморпуть.

«DP World взяла на себя обязательство инвестировать 2 млрд долларов совместно с Российским фондом прямых инвестиций, и мы продолжим работать в направлении поиска решений, которые позволят Северному транзитному коридору устойчиво развиваться», — заявил главный исполнительный директор DP World Султан Ахмед бин Сулайем.

Главный исполнительный директор DP World Султан Ахмед бин Сулайем

Еще одно соглашение — с горнодобывающей компанией «Баимская», входящей в казахстанскую группу KAZ Minerals. Золото-медное месторождение Песчанка на Чукотке (ресурсная база Баимского ГОКа) — одно из богатейших в мире, его ресурсы оцениваются в 9,9 млн т меди. Главная проблема — комбинату требуется до 350 МВт, таких мощностей регион предоставить не может. Как рассказал председатель совета директоров ГДК «Баимская» Олег Новачук, рассматривалось несколько вариантов снабжения. Пришли к тому, что атомная энергетика — оптимальный: гарантированная конечная цена и низкие операционные затраты. «Росатом» предложил модернизированные плавучие энергоблоки, к изготовлению которых уже приступил «Атомэнергомаш». «Планируется построить четыре блока: три основных и один резервный, который будет использоваться во время ремонта или перегрузки топлива одного из основных», — сообщил Вячеслав Рукша. Также «Росатом» и «Баимская» договорились, что до апреля 2022 года будет заключен долгосрочный договор купли-продажи электроэнергии на принципе «бери или плати».

Без нагрузки на природу

Об экологии на форуме говорили и топ-менеджеры, и ученые. «Развивая бизнес и индустрию в Арктике, мы должны помнить, что выполнение всех экологических обязательств — ключевой вопрос. Если проект хоть в чем-то увеличивает нагрузку на природу, он нам не подходит», — подчеркнул Алексей Лихачев.

Это подтверждают два соглашения, подписанные с ведущими научными организациями. С Центром морских исследований МГУ им. Ломоносова «Росатом» договорился о пилотных мероприятиях по комплексным исследованиям и мониторингу экологической безопасности акватории арктической зоны. Эксперты оценят последствия антропогенного воздействия на Севморпуть и выработают меры по его охране. А «Атомфлот» совместно с Мурманским морским биологическим институтом РАН определили ключевые направления взаимодействия в рамках научно-исследовательской деятельности — мониторинг, оценка и прогноз влияния судоходства на среду и биоту морских арктических и прилегающих акваторий.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Люди
На пути в капитаны: студенты рассказали о практике на атомном ледоколе
Федеральный номер «Страна Росатом» №35 (499)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №35 (499)

Андрей Никипелов: «Через несколько лет мы войдем в топ-5 российских машиностроительных компаний» — стр. 4

Что повидал на своем коротком веку корпус нового ВВЭР-ТОИ — стр. 13

Кто присматривает за 22 маяками на Севморпути —  стр. 14

Скачать
События
«Страна Росатом» запускает новый фотобанк
События
Почему Марс без воды: новости недели, которые стоят внимания
Люди
Переработать отработанное: кто разрабатывает технологии переработки ОЯТ
Люди
Роботизировать можно почти все, но не всегда нужно: интервью с робототехником Николаем Паком
Показать ещё