Движение вверх: что «Росатом» показал на авиасалоне «МАКС-2021»

Самолет с композитным крылом, радиационно стойкая электроника и проводники для экранирования бортовой системы — на международном авиакосмическом салоне «МАКС‑2021» в Жуковском сразу несколько предприятий «Росатома» представили свои разработки.

Мобильный комплекс для стерилизации и дезинфекции мединструментов, спецодежды, оборудования и помещений площадью до 100 м2 — разработка ТРИНИТИ. Генератор концентрированного озона можно использовать в салонах самолетов, залах ожидания и других зонах общего пользования. Это эффективнее, чем ультрафиолетовое облучение или обработка хлором. «Основные преимущества комплекса — концентрация озона, скорость дезинфекции и стерилизации, мобильность и компактность, а также невысокие затраты на эксплуатацию комплекса», — рассказал руководитель проекта коммерческого блока ТРИНИТИ Станислав Косарев.

Другой институт «Росатома», «НИИграфит», привез на МАКС образцы композиционных материалов. Углеволокнит из углеродного наполнителя и синтетического связующего с минеральными добавками ЭПАН‑2Б применяется для создания радиационно стойких конструкций и теплозащиты. ТГН‑2МК, углеродная ткань из гидратцеллюлозного волокна, — в производстве композиционных теплоизоляционных, антикоррозионных материалов, армированных термопластичных лент для ракетно‑космической и атомной, металлургической и других отраслей промышленности. Для армированных лент, кстати, уже готова линия выпуска опытных партий.

Конструкторское бюро

«Марс» продемонстрировало образцы устройств и приборов, входящих в состав систем управления космическими аппаратами: блоки силовой автоматики, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, широкопольный датчик Солнца, бортовой радиационно стойкий вычислитель.

Большое внимание «Марс» уделяет повышению радиационной стойкости блоков электроники и увеличению срока службы космических аппаратов. Самый большой орбитальный твердотельный радиотелескоп в мире «Спектр‑Р» отработал в два раза дольше запланированного, спутник связи «КазСат‑2» эксплуатируется уже больше 10 лет.

Бортовым комплексом управления, сделанным в «Марсе», оснащена и космическая обсерватория «Спектр‑РГ». БКУ там обеспечивает прецизионную точность наведения телескопов на участки звездного неба.

Систему управления для «Спектра-РГ» разработал «Марс», а один из телескопов — РФЯЦ-ВНИИЭФ

«Марс» разрабатывает стойкие к космической радиации бортовые комплексы управления для метеоспутников «Арктика‑М» и «Электро‑Л» и для космического телескопа «Спектр‑УФ», исследующего Вселенную в ультрафиолетовом диапазоне. Кроме того, система управления, созданная «марсианами», установлена на разгонном блоке «Бриз‑М», который уже больше 20 лет запускает тяжелые космические аппараты на высокие орбиты и отлетную траекторию к Марсу. Макеты этих аппаратов посетители выставки увидели в павильоне «Роскосмоса».

Изделия из титана для гидравлических систем, элементов шасси, кузовных элементов и т. д. показал ТВЭЛ. На базе завода топливной компании в Глазове динамично развивается производство полного цикла: от выплавки слитков до изготовления продукции под конкретного заказчика. ЧМЗ единственный в стране делает бесшовные титановые трубы диаметром от 3 до 325 мм.

Помимо титана ТВЭЛ продемонстрировал образцы проводников из меди и ниобия. Они обладают высокой электропроводностью, но при этом в 3,5 раза прочнее на разрыв, чем медные проводники, и в два‑три раза легче. Такими проводниками в виде плетенок экранируют бортовые системы на космических аппаратах.

Об одном из главных экспонатов МАКСа‑2021, среднемагистральном лайнере МС‑21‑300, мы подробно писали в прошлом номере. При создании его крыла, элементов механизации и хвостового оперения применялись произведенные в России композитные материалы Umatex. Крыло изготовлено по уникальной технологии вакуумной инфузии, что обеспечивает высокую топливную эффективность МС‑21‑300: на 4–6 % больше, чем у Boeing  37 или Airbus A320.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: