Татьяна Кадцина из Лесного: «Дети «Школы «Росатома» более конкурентоспособны»

Как выпускникам из малого города поступить в лучшие вузы страны и мира? В городах присутствия госкорпорации поверить в себя ребятам помогает проект «Школа «Росатома». С каждым годом среди его выпускников все больше стобалльников по ЕГЭ и победителей всероссийских конкурсов и олимпиад. Чем их знания и навыки отличаются от тех, что дают в обычных учебных заведениях, нам рассказали педагоги и ученики.   

Татьяна Кадцина
Директор центра детского творчества, Лесной

— В Лесном проект реализуется уже более 10 лет. Сейчас в него вовлечены больше 2 тыс. детей и преподавателей. Учителя регулярно становятся победителями и призерами конкурса педагогов «Школы «Росатома». Большинство наших детей очень хорошо сдают ЕГЭ и поступают в университеты по всей стране, в основном на инженерные направления — в наших городах техническое образование все-таки приоритетное. Но и гуманитариев среди выпускников достаточно.

Один из наших проектов — электронная газета Rosatom’s COOL, руководителем которой я являюсь. Мы четыре года выпускаем газету, наши ребята ежегодно поступают на факультеты журналистики.

Вообще, дети, которые проходят «Школу «Росатома» с дошкольного возраста, более конкурентоспособны, чем сверстники, которые в проектах «Школы» не участвуют. Во-первых, они умеют ставить цели и их достигать. Во-вторых, умеют собраться и работать в команде. Многие личностные качества «Школа» развивает на ура, нестандартное мышление, метапредметные навыки — наши дети ориентируются в жизни гораздо увереннее. Они очень самостоятельные. Например, когда они приезжают во всероссийские лагеря, такие как «Орленок» или «Артек», их всегда сразу видно, они по-другому себя ведут и мыслят, охотно участвую во всех активностях, проектах. Это замечают не только дети, но и педагоги, вожатые.


Анастасия Князева
Выпускница школы № 76, Лесной

— Я окончила школу в этом году, только-только сдала экзамены. Теперь планирую поступать в университет в Екатеринбург, очень хочется попасть в УрФУ, на факультет медиакоммуникаций. Я хорошо сдала ЕГЭ, так что, думаю, проблем не будет. Я участвовала во многих проектах «Школы «Росатома». Например, в конкурсе-фестивале «Rosatom’s COOL». В 2020 году я стала призером и попала в редакцию электронной газеты «Rosatom’s COOL», у меня даже была карточка журналиста.

Еще принимала участие в международных «Умных каникулах». Их тоже организовывала «Школа», это что-то вроде летнего лагеря для русскоговорящих детей из разных стран. Из-за пандемии школа проходила онлайн, но было интересно: мы созванивались по видеосвязи, общались, выполняли задания. В этом году я участвовала в проекте «MEDIA Новаторы». Мы создали сообщество на базе городского центра детского творчества. Собираем подростков 12–18 лет, которым интересна сфера медиа: создание видео, написание текстов и т.д. Обучаем их и вместе создаем уникальный контент.

Еще одно направление нашего проекта — профориентация, то есть мы изучаем другие профессии, снимаем про них ролики. Благодаря этому подростки получают навыки не только в медиа, но еще и узнают подробнее о работе врачей или инженеров. Возможно, кто-то из них так вдохновится, что пойдет не в журналистику, а в медицину. Может показаться, что участие в большом количестве проектов отнимает силы и время. Но на самом деле это так заряжает энергией, что хочется постоянно что-то делать, двигаться дальше, появляется больше сил и на проекты, и на учебу, подготовку к экзаменам.


Юлия Василкова
Директор гимназии № 2, Саров

— Наша гимназия — сетевая школа проекта «Школа «Росатома». С 2016 года мы реализуем новые стандарты среднего общего образования. С 10-го класса наши ученики могут выбирать предметы для углубленного изучения. Чаще всего это дисциплины, которые они потом сдают на итоговой аттестации. За время участия гимназии в проекте «Школа» результаты итоговой аттестации наших выпускников значительно улучшились. За четыре года 11 выпускников получили 100 баллов по ЕГЭ. Наша гимназия в течение последних четырех лет входит в десятку лидеров по сдаче ЕГЭ среди школ Нижегородской области и в тройку лидеров в Сарове.

Многие наши ученики набирают очень высокие баллы по единому госэкзамену. Например, средний балл по профильной математике в России — 55,1, в нашей гимназии — 72, по химии в стране — 53,8, у нас — 80. За последние четыре года в гимназии было шесть стобалльных результатов по химии.

Конечно, это не только заслуга школы, большую роль играют и усилия самих ребят, их родителей, занятия с репетиторами. Но что точно можно сказать — ребята, изучающие предметы на углубленном уровне, сдают их на порядок лучше тех, кто учится на базовом уровне. Наши выпускники поступают в вузы по всей стране — МФТИ, МГУ и другие московские университеты, в вузы Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, а также за рубеж — в Чехию, США.


Татьяна Аленькина
Муниципальный координатор проекта «Школа «Росатома», Новоуральск

— В рамках проекта созданы и успешно развиваются сетевой детский сад, две сетевые школы и два атомкласса. Из сетевых учреждений «Школы» в 2021 году выпускаются 145 обучающихся, из них 39 медалистов, при этом пять выпускников с шестью стобалльными результатами именно из сетевого учреждения «Школы» — МАОУ «Гимназия». Среди выпускников есть победитель «Большой перемены» Николай Мозганов, получивший 1 млн рублей на дальнейшее образование. Еще трое выпускников награждены знаками отличия Свердловской области «Юниоры» движения WorldSkills. Ученики сетевых учреждений «Школы» — активные участники «ПроеКТОрии», получившие после успешного решения кейсов дополнительные баллы для поступления в ведущие вузы страны и приглашения на обучение.

Часто выпускники в последние годы выбирают техническое направление — более 40%. Традиционно многие идут учиться в Уральский федеральный университет, в том числе на специальности для атомной отрасли. Также наши выпускники продолжают свое образование в вузах страны от Владивостока до Крыма и за рубежом, например в Германии и Китае.

Дмитрий Якушев, неоднократный призер и победитель мероприятий проекта по направлению «печатная и тележурналистика», выпускник прошлого года, ныне студент Крымского федерального университета им. Вернадского по направлению «иностранные языки», приглашен летом этого года на отраслевую смену «Школы» в ВДЦ «Орленок» в качестве организатора пресс-службы и медиасопровождения. Елизавета Бобкова, выпускница прошлого года, участник команды «Дети «Школы «Росатома» «Что? Где? Когда?» на Первом канале, ныне студентка московского вуза, поучила приглашение продолжить участие в популярной игре. Именно участие в проекте в течение многих лет помогает нашим выпускникам быть не только востребованными в вузах страны, но и успешными в социальном плане.

Проект «Школа «Росатома» формирует вокруг себя сообщество инновационных, креативно мыслящих педагогов. Сетевые образовательные организации меняют среду и содержание образования, становятся стажировочными площадками, открывают межсетевые центры компетенций. Муниципалитеты, проводя общегородские мероприятия в рамках проекта, обогащают города и жителей не только новыми традициями, но и культурными практиками проведения мероприятий.


Светлана Пантелеева
Заместитель заведующего детского сада № 54 «Звездочка», Озерск

— Наш детский сад вошел в сеть «Школы «Росатома» в 2015 году. Наши первые выпускники сейчас окончили четвертый класс. И учителя уже отмечают, что наши дети выделяются среди остальных. Они самостоятельные, свободные, умеют ставить цели и добиваться их, понимая, какие инструменты им для этого нужны. Например, они не зажаты, не стесняются задавать вопросы, умеют строить социальные связи. В дошкольных кружках технической направленности мы привили им интерес к робототехнике. И в школе они уверенно себя чувствуют в этом направлении. Так, выпускник нашего детского сада Андрей Козменко стал победителем областных соревнований по образовательной робототехнике для учащихся 1–5-х классов в 2017 году.

2015 год стал ключевым для педагогов Новоуральска. Тогда вступал в силу новый образовательный стандарт, и благодаря семинарам «Школы «Росатома» мы не восприняли его формально, а активно взяли новые принципы в работу. Речь об образовании в формате игры, теперь мы понимаем, что дети, которые не наигрались в детсаду, и в школе не будут успешны, потому что у них не реализован игровой потенциал. Через игру дети созревают для нового этапа учебной деятельности в школе. Да и педагогам стало намного интереснее работать.


Евгения Жинкина
Учитель физики и астрономии школы № 32, Озерск

— В нашей школе в этом году семь золотых медалистов, шесть из них учились в атомклассе. Главная особенность системы «Школы «Росатома» — дети учатся работать в команде. У нас был очень талантливый ученик Георгий Илларионов, сейчас учится в Московском государственном техническом университете им. Баумана, он был жуткий индивидуалист, но после проектов «Школы «Росатома» даже он признал, что только в команде профессионалов можно достигать больших результатов.

Наши дети из «Артека» со смены «Наш класс — атомкласс» вообще другие возвращаются. Их там учат не идти за учителем, а самим искать возможности для самообразования и саморазвития. Также в атомклассах детей учат планировать, понимать, чего они хотят, и выстраивать стратегию достижения этих целей. У меня был ученик, с которым мы вместе ездили на образовательный курс в Объединенный институт ядерных исследований в Дубне. После этого он четко решил, что хочет учиться в вузе только в Дубне и нигде больше, хочет заниматься наукой и стажироваться в ОИЯИ. Сейчас он учится на физика-теоретика в Дубне.


Татьяна Болтрукевич
Выпускница МАОУ «Гимназия», Новоуральск

— Я перевелась в гимназию во втором классе, когда она еще не входила в сеть «Школы «Росатома», так что можно считать, я в проекте с самого начала. Я просто училась в школе, которая потом получила такой статус.

Особое влияние на меня и многих других оказало междисциплинарное обучение. Оно воспитывает командную работу, развивает soft skills. «Школа «Росатома» предоставляла мне и другим ученикам возможности, в которых мы могли себя реализовать, заниматься саморазвитием. Были многочисленные школы, форумы, которые я посещала. Это воспитало во мне лидерские качества, желание добиться больших целей.

Пока точно не знаю, куда буду поступать, изучаю условия вузов. Но хочу учиться в Томске. Я интересуюсь физикой. Поступать хочу на направление биотехнических систем и технологий, учиться тому, что связано с медициной и с инженерным физическим делом.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: