Не тяжело в учении: «Школе «Росатома» исполняется 10 лет

«Школа «Росатома» работает в 22 городах России: от Билибина до Волгодонска. Вот уже 10 лет она помогает педагогам, родителям, а главное, детям вырваться за рамки привычных представлений о том, какими должны быть занятия в садиках и уроки в школах. В атомградах осваивают лучшие мировые образовательные практики, основа которых — максимальная свобода самовыражения.

Стать счастливее

«Я в «Школе «Росатома» с момента ее создания. С самого начала мы сформулировали для себя глобальную цель — делать людей в наших городах счастливее, — говорит Роман Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», координатор конкурсных программ «Школы «Росатома». — Наша задача — помогать педагогам, родителям и детям увидеть ресурс для своего развития, общаясь, выходить за пределы своего уютного города».

Выходить за пределы города зачастую нужно и в прямом смысле слова. Так, в 2019 году 20 ребят из городов — участников «Школы «Росатома» побывали на Северном полюсе. «На борту атомного ледокола «50 лет Победы» мы с командой сети ИЦАЭ устроили масштабную образовательно-развлекательную программу. Прошло полтора года, но воспоминания у всех, кто был в том рейсе, по-прежнему яркие», — рассказывает Иван Трифонов, координатор мероприятий «Школы «Росатома».

Общее между курицей и самолетом

Одно из мероприятий — метапредметная олимпиада для 5–8-х классов. «Я впервые участвовал в ней в 2017 году. Задания очень нестандартные, — вспоминает девятиклассник из 164-й гимназии Зеленогорска Семен Шамин. — Например, что общего у крыла курицы и крыла самолета. Удивительно, но общее нашлось, и немало. Или нужно было создать службу такси из электромобилей Tesla в своем городе на основе данных о таком бизнесе в другой стране. Собрали информацию о ценах на электроэнергию, зарплатах водителей, стоимости машин в нашем регионе, сделали сводку затрат на этот бизнес, рассчитали стоимость одной поездки, чтобы сказать, будет ли такое такси востребовано. Думаю, опыт решения необычных задач мне в жизни пригодится. В последний, третий год моего участия наша команда заняла первое место сначала на муниципальном, а потом на финальном этапе, и это было супер. Хочется, чтобы «Школа «Росатома» сделала нечто подобное и для 9–11-х классов, а пока я продолжу участвовать в другом проекте — «НЕшкольных НЕуроках» (две дистанционные встречи педагога с детьми из разных городов: на первой «озадачиваются» на разные темы, а на второй презентуют результаты совместной работы. — «СР»)». Семен хочет стать программистом, разработчиком игр и приложений либо специалистом по информационной безопасности.

Полезный хаос

Еще один проект «Школы «Росатома» — инновационная образовательная сеть, в которую входят 17 детских садов и школ. Благодаря этому проекту в Трехгорном появилось открытое образовательное пространство, рассказывает заместитель директора 109-й школы, муниципальный координатор проектов «Школы «Росатома» Инна Свистун: «Здесь у нас центр робототехники, лаборатории 3D-моделирования и прототипирования, атомкласс, пресс-центр и многое другое. Наш опыт признан уникальным в Челябинской области. Из командировок в Европу и Японию мы привезли домой лучшие практики». Так, в 109-й школе нет расписания для старшеклассников, каждый занимается по индивидуальному плану. В 10–11-х классах проходят образовательные сессии — школьники с наставниками планируют учебный год, ставят цели по результатам, участию в мероприятиях, обсуждают, куда пойдут знакомиться с интересными для себя профессиями.

Инну Свистун особенно впечатлило увиденное в японской начальной школе: «Время обеда. Человек в белом костюме, респираторе и перчатках — у нас так выглядят врачи в инфекционных отделениях — привез тележку с едой. Дети быстро встали, перекатили свои столики, организовали линию раздачи, и маленький дежурный наливал всем горячий суп. Уникальную самостоятельность японских малышей перенести к нам, конечно, сложно, а вот организация классного пространства, с модульной мебелью и даже нарочитым хаосом, в котором развиваются дети, нам очень понравилась. По приезде в Трехгорный мы два года воевали с начальной школой, убеждая, что нам тоже нужно все так организовать».

Управление свободой

Елена Непомнящая — старший воспитатель детсада комбинированного вида № 32 «Страна чудес» в Зеленогорске. Она также эксперт «Эврики» и «Школы «Росатома». «В 2015 году, когда началось формирование сети образовательных организаций, мы создали садик с билингвальной средой. В первые годы было трудно — меняли буквально все стандарты, изобретали технологии, искали эффективные способы взаимодействия с дошкольниками, — рассказывает Елена Непомнящая. — Для меня один из самых дорогих сердцу проектов — технология Choice Time, которая предоставляет ребенку самую высокую степень свободы. Дети не ограничены пространством группы: занимаются своими делами в опенспейсе, лего-центре, кафе, музыкальном салоне, театре и диатеатре. Для нас обычная ситуация, когда идешь по коридору — навстречу чем-то увлеченный ребенок, здоровается и бежит дальше. Дети не только обладают свободой, они умеют ею управлять. Умеют проектировать деятельность, планировать время, выбирать условия для реализации собственного проекта».

Когда ввели карантин, педагогам пришлось срочно перестраиваться. «Никто не знал, как учить в такой ситуации. 1 апреля — объявление о сборе в Zoom. Тогда еще не особо разбирались, как эта платформа работает. Спустя два дня 75 % педагогов общались в новом формате, а через 14 дней мы открыли «Страну чудес онлайн» и отработали полтора месяца в режиме с 9:00 до 22:00. Педагоги выключали гаджеты, только когда была прочитана вечерняя «пижамная» сказка», — улыбается Елена Непомнящая.

Своим опытом онлайн-образования она делится на форумах. Так, в Женевском отделении ООН на международной конференции #INFOCUS Елена Непомнящая рассказала историю девочки с расстройством аутистического спектра. Виртуальный детский сад помог ей сохранить связь с реальным миром. «За первые две недели карантина Лиза успела закрыться от всех, — делится подробностями Елена Непомнящая. — Мы терпеливо возвращали ее к нам, и на третий день онлайн-встреч она подбежала к компьютеру, сложила из пальцев сердечко и улыбнулась, словно сказав: «Я с вами».


МАРАФОН В ПОДАРОК

17 апреля, в 10-й день рождения проекта, стартовал событийный марафон «С днем рождения, «Школа «Росатома»!». Начался марафон на Камчатке, а завершится 17 мая в Калининграде. Программа — на rosatomschool.ru, приглашаем дошкольников, школьников, родителей, бабушек и дедушек, учителей и воспитателей.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: