Взрывная молва: как выглядели первые атомные бомбы
Правда ли, что на печати времен нововавилонского царя Навуходоносора II изображена атомная бомба и ядерный взрыв? Почему первый вариант американской атомной бомбы назывался «Худой»? На что внешне было похоже советское «изделие 501» — плутониевый заряд имплозивного типа? И как выглядят современные образцы ядерного оружия США? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.
Ритуалы Навуходоносора
Если верить любителям конспирологии, то загадочный оттиск цилиндрической печати времен Навуходоносора II — это изображение атомной бомбы с плутониевым зарядом имплозивного типа. Точь-в-точь такой же, как сброшенный на Нагасаки американский «Толстяк» (Fat Man). Ну а рядом — гриб ядерного взрыва со стрелками, символизирующими проникающую радиацию.
Воинственный субъект с кинжалом в напоминающем треух головном уборе, колдующий над таинственным гаджетом, — то ли сам царь, то ли какое-то недоброе божество, то ли представитель неведомой космической цивилизации, этот гаджет на Землю притащившей. Впрочем, есть мнение, что бомба — это не бомба вовсе, а какой-то ритуальный сосуд. А смертоносный гриб — это грозовое облако, из которого льет хороший дождь. Ну, как будто какой-нибудь жрец вызывает атмосферные осадки, необходимые для урожая. Некоторые и вовсе ставят под сомнение подлинность этой печати — уж больно похожими на зловещие реалии ХХ века выполнены ее элементы. Но если правы конспирологи, то оттиск печати действительно содержит первое из известных изображений атомных бомб.
Сначала был «Худой»
Как выглядели первые в мире, уже без псевдоисторических шуток, атомные авиабомбы — уничтоживший Хиросиму продолговатый урановый «Малыш» (Little Boy) и сброшенный на Нагасаки плутониевый «Толстяк» (название говорит само за себя), американцы скрывали лет 15 после их применения. Разумеется, их подробные чертежи до сих пор под секретом, как того требует политика нераспространения ядерного оружия.
Самой доступной в плане возможного копирования является простая конструкция «Малыша» с урановым зарядом пушечного типа, в котором два куска урана-235 докритической массы сталкиваются друг с другом — вернее, одним «выстреливают» с помощью обычной взрывчатки в другой, с образованием сверхкритической массы.
А вот плутониевый заряд «Толстяка» построен по имплозивной схеме — с обжатием его ядра ударной волной, также образующейся при подрыве заряда обычной взрывчатки. Желающим узнать подробности можно порекомендовать обстоятельную книгу доктора технических наук генерал-майора Александра Любомудрова «Теоретические основы устройства ядерного оружия», изданную «Физматлитом» и находящуюся в свободном доступе. Разве что для ее освоения потребуется несколько освежить базовые знания физики и высшей математики.
Любопытный момент: самый первый вариант американской атомной бомбы назывался «Худой» — Thin Man. Плутониевый «Худой» имел продолговатую форму с соотношением длины к диаметру 15,5:1, то есть был еще более продолговатым, нежели появившийся впоследствии урановый «Малыш». Испытания баллистических макетов «Худого» с борта тяжелого бомбардировщика B-29 (именно с такого сбросили бомбы на японские города) начались еще в 1944 году, но вызвали большое разочарование. Из-за неудачного механизма сброса макеты вываливались раньше, чем было положено. Доводка «Худого» до боевого образца была прекращена.
Интересно и то, что первый в мире реально примененный ядерный боеприпас — тот самый «Малыш» — имел начинку из урана-235, а не из плутония-239, как экспериментальный заряд «Штуковина» (Gadget), взорванный на полигоне Аламогордо в июле 1945-го. То есть американцы задействовали против Хиросимы не прошедшую испытания модель ядерного оружия. Есть конспирологическая версия, что начинен «Малыш» был не тем ураном, что обогащался до оружейной кондиции в американском Ок-Ридже, а тем, что в виде окиси находился (в количестве аж 560 кг) на борту захваченной в мае 1945 года американским флотом немецкой подводной лодки U-234. Она была направлена издыхающим Третьим рейхом в Японию с разным секретным добром, включая комплекты чертежей всякого вундерваффе — например, реактивного истребителя Me-262, доставившего немало неприятностей союзной авиации во время ее рейдов на гитлеровскую Германию. Нацисты, видимо, намеревались после своего поражения мстить антигитлеровской коалиции руками самураев, которые и сами разрабатывали ядерное оружие.
«Толстяк» страдал таким недостатком, как аэродинамическая нестабильность при сбросе что отражалось на точности прицеливания. Кроме того, бомбы такого типа (серийное обозначение Mk-III) по соображениям ядерной безопасности хранились в разобранном состоянии, причем на их сборку бригаде из 39 ученых, инженеров и техников требовалось двое суток. В состоянии боевой готовности бомбу можно было держать тоже не более 48 часов, после чего приходилось менять аккумуляторы, питающие систему подрыва.
В разобранном состоянии содержались в Сарове и первые советские атомные бомбы чрезвычайного государственного запаса, приведение которых в боеготовое состояние тоже требовало немалых регламентных хлопот.
Русский вернисаж
Что касается СССР, то фотографии первой отечественной авиабомбы с зарядом РДС-1, испытанным в 1949 году, были рассекречены примерно 30 лет назад.
«Изделие 501» (плутониевая бомба имплозивного типа, мощность при испытании заряда — 22 кт) ныне запечатлено не только в книгах и журналах, но даже на почтовой марке, посвященной Юлию Харитону, и на сувенирных магнитиках на холодильник, которыми иногда одаривают гостей Сарова. Эта бомба, хотя и имела прототипом американского «Толстяка», заметно от него отличалась внешне. А вообще, 501-я живо напоминала нечто вроде самовара.
О физиках — разработчиках советского ядерного оружия мы писали немало, здесь же упомянем Александра Надашкевича, который разработал саму систему, вооружить бомбами тогдашние отечественные стратегические бомбардировщики начиная с Ту-4 (копии американского В-29). Это была не просто механическая система подвески: первые атомные бомбы были изделиями, требующими весьма деликатного обращения. В бомбоотсеке пришлось налаживать термостабилизацию боевой нагрузки с помощью электрообогрева.
Потом в ходе раскрытия истории отечественного атомного проекта почему-то сразу перескочили к картинкам самой мощной в мире 58,6-мегатонной термоядерной авиабомбы АН602 (она же «Кузькина мать» и «Царь-бомба»), взорванной на Новой Земле в 1961 году. Между прочим, вооружение тяжелого бомбардировщика Ту-95В супербомбой АН602 принято считать чисто экспериментальным. Мол, и самолет был всего лишь специально оборудованным единичным образцом серийной машины Ту-95, и «Кузькина мать» представляла собой штучное изделие, которое Хрущев решил показать Западу. Так-то оно в политическом аспекте так, но при необходимости Ту-95В (при разработке которого также не обошлось без Надашкевича) мог быть задействован и против вероятного противника — конечно, при условии подавления его ПВО. Мощность бомбы могла быть доведена до 100 Мт — этого достаточно, чтобы стереть с лица Земли американский штат Массачусетс или государство размером с Бельгию. Правда, дальности полета Ту-95В с такой чудовищной бомбой на борту хватало только на поражение целей в пределах Евразии и на Аляске. Есть мнение, что, сбросив ее у побережья в море, можно было вызвать разрушительное цунами.
Доступные сейчас, а когда-то совершенно секретные фильмы об испытаниях первых отечественных бомб «судного дня», а также кое-какая современная литература дают представление об облике атомных бомб из семейства 1950-х годов и даже позже. Это, например, 40-килотонная бомба с зарядом РДС-2 («изделие 501-М»). Первая наша тактическая атомная авиабомба «Татьяна» с зарядом РДС-4 (мощность при испытании — 28 кт), которую могли принимать на борт легкие фронтовые бомбардировщики Ил-28, а позднее сверхзвуковые Як-28. Тактическая пятикилотонная 8У69, размещавшаяся уже не в обогреваемом бомбоотсеке, а на внешней подвеске (главный носитель — сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б). Стратегические термоядерные бомбы с зарядом РДС-6с (первая советская и первая в мире авиатранспортабельная водородная бомба, в серии — «изделие 501–6», мощность 400 кт). РДС-27 (250 кт, в серии — 27Н) и РДС-37 (мощность 1,6 Мт, боевые варианты — 40НГ и 40НГ-2). Водородные бомбы принимали на борт туполевские средние бомбардировщики Ту-16 и тяжелые Ту-95, а также мясищевские М-4 и 3М.
Сборные макеты появившихся впоследствии советских малогабаритных ядерных авиабомб РН-24 и РН-28 (для внешней подвески на сверхзвуковых истребителях-бомбардировщиках) сегодня может приобрести любой коллекционер, увлекающийся склейкой пластиковых моделей самолетов. Фото предназначенной для борьбы с подводными лодками глубинной авиабомбы «Скальп» — тоже ныне не секрет.
Секрет Гибсона
В отличие от СССР и России, где нахождение в публичном доступе соответствующей информации все-таки ограниченно, американцы сегодня не прочь продемонстрировать практически всю линейку своего ядерного оружия. Речь идет о разнообразной литературе по этой теме. Наверное, наиболее концентрированная информация представлена в капитальном труде Джеймса Гибсона «Ядерное оружие Соединенных Штатов: иллюстрированная история», где показаны фотографии и приводятся основные характеристики этого оружия — от «Малыша» до современных образцов.
Степень информированности автора, конечно, впечатляет. Хотя чертежей там нет, да и автор признается, что и ему не все ведомо. Так, разместив в своей книге фото термоядерной авиабомбы B-83 мегатонного класса (ранее опубликованное для всеобщего обозрения Пентагоном), где она представлена целиком и в разобранном состоянии, мистер Гибсон сопроводил иллюстрацию следующей сентенцией: «Понятия не имею, что это за детали тут разложены, и не желаю знать».
Вполне патриотичное нежелание Гибсона знать, что там изображено, наверное, может быть одобрено ФБР, но более или менее погруженный в тему читатель может, изучив представленные в книге «потроха» B-83, кое-что идентифицировать с известной долей вероятности.
На фото представлены: контрольно-поверочный тестер с кодоблокировочным устройством, предустановщик мощности взрыва, контейнер с тормозным парашютом для применения бомбы с малых высот, цилиндр с золотым покрытием — элемент инициирующего плутониевого заряда (узла деления), белый цилиндр — полимерная втулка системы радиационной имплозии (принимает на себя рентгеновское излучение при подрыве заряда плутония-239 и, обратившись в плазму с колоссальным давлением, обеспечивает срабатывание термоядерного узла), черные цилиндры — блоки инициирования детонаторов обычной взрывчатки и нейтронного инициирования реакции деления, серебристый цилиндр — собственно термоядерный узел с дейтеридом лития. А черная трубка — предположительно дейтериево-тритиевый узел системы бустирования (повышения эффективности) реакции деления в плутониевом заряде. Всякая разная мелочовка — элементы автоматики, крепежа и т. п. Возможно, ученые мужи из Лос-Аламоса и Ливермора внесут в эту расшифровку для широкого читателя свои существенные коррективы, но в обозримом будущем это вряд ли произойдет.