«Русбурмаш» начал инженерно-геологические изыскания для строительства Баимского ГОКа

«Русбурмаш» выполнит инженерно-технические изыскания для строительства дороги к будущему Баимскому горно-обогатительному комбинату. На место работы перебрасывают буровые установки, приспособленные к условиям Крайнего Севера. В планах компании — ​увеличить количество заказов в Арктике, потенциально богатой на месторождения.

Дорогу длиной 400 км от порта на мысе Наглейнын к золото-медному месторождению Песчанка, ресурсной базе Баимского ГОКа, планируют строить через Билибино. Вдоль дороги протянут и линию электропередачи. Горнодобывающая компания «Баимская» (входит в группу KAZ Minerals) ведет переговоры с «Росатомом» об использовании в качестве генерирующего объекта нескольких плавучих блоков с ядерными установками.

Контракт на бурение «Русбурмаш» получил благодаря хорошей технической оснащенности. Компания приобрела три буровых станка на гусеничных вездеходах — ​как раз для Чукотки, где зимой бывают холода до –40 °C, а летом грунт превращается в кашу. В ней техника на колесах вязнет и даже тонет. «Как показал наш опыт на Павловском, другое оборудование на Крайнем Севере не справляется. И получилось удачно: мы буровые заказали, а примерно через месяц появился контракт для Баимского. Там уже знали о станках, поэтому нас и предпочли», — ​комментирует заместитель гендиректора «Русбурмаша» по развитию Глеб Носырев. Кроме того, в отличие от буровых на санях, которые используют некоторые компании, гусеничные всесезонны. А в отличие от буровых, которые перевозят бульдозерами, — ​самоходны. «Если сломается бульдозер, буровые встанут. Нам же надо постоянно и без задержек перемещать оборудование», — объясняет Глеб Носырев.

Чукотка, участок медно-порфирового месторождения Песчанка

Всего будут задействованы четыре буровых станка: три на гусеничном ходу, один на колесном. Привезти тяжелое оборудование в Арктику — ​целая эпопея. Весной в Билибино доставили первый станок и девять контейнеров с запчастями, топливом и всем остальным, что необходимо для работы. «Мы почти через всю Чукотку пройдем, грунты разные, — ​продолжает Глеб Носырев. — ​Есть и скала, и галечники, и дисперсные грунты, поэтому берем с собой много бурового инструмента, запчастей. Там ведь как: если какого-то болта нет, то его на сотни километров вокруг нет. Только самолетом доставлять».

Первый станок везли через Якутию. Едва успели: зимник (проложенная по снегу дорога, пользоваться которой можно только в холодное время года) от поселка Нижний Бестях был открыт меньше месяца. И до Билибина, откуда стартуют работы, довезли накануне закрытия зимника. Три других станка и снаряжение привезут летом. Маршрут пока продумывают: из Читы по Лене, Колыме или через Певек.

Во время работ база буровиков будет двигаться за станками: как только они удалятся больше чем на 20 км, база тоже переедет. Сначала выполнят работы на участке от Билибина до порта, потом вернутся и будут бурить между Билибином и Песчанкой. Посчитали, что так проще и экономичнее, чем делать две базы и делить станки между сегментами будущей дороги.

«Арктические» особенности есть и в работе с керном — ​образцами горных пород для изучения. Керн может выйти вместе с мерзлотой, и на воздухе она начнет таять, а керн — ​разваливаться. Поэтому часть проб геологи сразу описывают, часть — ​замораживают и вывозят в холодильниках в лабораторию.

Конечная цель работ для Баимского — ​собрать информацию о строении и составе пород для проекта дороги. Тогда станет понятно, сколько и как отсыпать подушку, чтобы дорога не просела, какой длины делать опоры моста, снимать ли грунт или проще провести путь по горке. Предполагается, что работы продлятся до конца года.

Новоприобретенная буровая в преддверии первого рабочего сезона

В «Русбурмаше» надеются, что сотрудничество с ГДК «Баимская» продолжится. Да и в целом спрос на услуги компании в Арктике и на Дальнем Востоке растет. Планируется купить еще несколько гусеничных буровых и использовать их для работ на Павловском и Кючусе.

Павловское — ​это свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле, которое развивает АРМЗ. В 2020 году «Русбурмаш» провел там заверочное бурение, которое легло в основу подсчета ресурсов. Кючус — ​золоторудное месторождение в Якутии, находится в нераспределенном фонде. Роснедра планируют выставить его на аукцион. Местные власти одобрили строительство малой АЭС в Усть-Янском улусе. Одним из двух вариантов сбыта электроэнергии может стать рудник на Кючусе.


СПРАВКА

Золото­медное месторождение Песчанка, на базе которого будет строиться Баимский ГОК, расположено на Чукотке. Казахстанская группа KAZ Minerals — ​его единственный владелец. Предполагаемая производственная мощность — ​70 млн т руды в год с выпуском 470 тыс. т медного эквивалента (включает в себя медь и другие полезные компоненты месторождения) в первые годы эксплуатации. Предполагаемый срок работы рудника — ​20 лет с потенциалом продления еще на пять. По плану производство стартует в конце 2027 года. Капзатраты предварительно оцениваются в 8 млрд долларов. Итоговая сумма зависит от стоимости инфраструктуры для проекта. KAZ Minerals готова оплатить часть этих затрат. Кандидатуры других инвесторов обсуждаются.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Синхроинфотрон
Дед Мороз с дозиметром: как менялся ассортимент умных игрушек в одном из главных магазинов страны
Технологии
Принтер вместо донора: новейшие достижения в сфере биопринтинга
Главное Новости
Кирилл Комаров — о стабильности и предсказуемости атомной энергетики
Федеральный номер «Страна Росатом» N°45 (557)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» N°45 (557)

Гендиректор «Росатома» выступил на телеканале «Россия 24» — стр. 5

Как перестроить отечественный рынок редких металлов — стр. 9

Как внедрение каракури оживило инженерное творчество в отрасли — стр. 16

Скачать
Новости
Выставочный залп: фоторепортаж с форума «Атомэкспо-2022»
Люди Синхроинфотрон
Дядя Саша, он же памятник: история необычной скульптуры на «Маяке»
Показать ещё