Изящные статуэтки, которые увезли домой лауреаты «Человека года», сделаны в Трехгорном. С началом пандемии их производство организовали на базе Приборостроительного завода — ​там уже четыре десятка лет занимаются в том числе художественным литьем.

В 1980‑е годы на ПСЗ пригласили мастеров, знающих технологию знаменитого каслинского литья — ​так на заводе появился специальный производственный участок, а потом и собственный выставочный зал с одной из лучших в России коллекций художественного литья.

Наталья Шумкова, формовщица литейного участка, сглаживает поверхность восковых заготовок, чтобы на следующих этапах обработки не возникло дефектов

Для сотрудников ПСЗ, которые умеют превращать грубый чугун в грозных рыцарей, изящных девушек и узорчатые шкатулки, лаконичный атомный «Оскар» оказался задачей нелегкой. Статуэтки каслинского литья — ​это обилие деталей, здесь же предстояло создать совершенно гладкую фигурку. Ничего сложного, если, например, использовать вакуумный способ отливки металла, но каслинская технология, которую бережно хранят на ПСЗ, — ​практически ручной труд.

«Наши традиционные изделия — ​ажурные, резные. Все возникшие в процессе литья дефекты мы устраняем чеканкой, рисунком, — ​рассказывает Александр Сафронов, обрубщик участка художественного литья на ПСЗ. — ​А тут — ​идеально гладкая поверхность. Нужно было подобрать такой металл, который позволил бы исключить мельчайшие изъяны. А изъяны практически всегда есть. Мы, например, видели их, когда рассматривали под большим увеличением фотографии американских «Оскаров». Долго экспериментировали с металлами и сплавами и в итоге выбрали бронзу».

Полые формы сейчас под слоем песка. Через воронки на поверхности в них заливают металл — ​примерно 6 кг в каждую

Изделия из бронзы делают так же, как из чугуна, — ​по каслинскому принципу. Все начинается с заготовки, которую делают из смеси, напоминающей пчелиный воск. На нее мастера-­формовщики напаивают литниковую систему, куда в дальнейшем заливается металл, и затирают до гладкости — ​в любую трещинку или складку могут попадать песчинки, и тогда дефектов не избежать. Следующий этап — ​поочередное погружение восковой фигурки в жидкую глину и в песок, который создает корку. В течение минимум восьми часов, столько длится этот процесс, заготовка обрастает шестью прочными песочными слоями. Потом воск внутри вытапливается, а на его место заливается раскаленный металл (температура заливки — ​1,05 тыс. °C). Чтобы как следует, без изъянов, «пролить» одно изделие, нужно около 6 кг бронзы.

После того как металл застынет, мастера сбивают песочно-глиняную корку и достают фигурку. Свой окончательный вид она приобретет после того, как с нее удалят все лишнее, обточат, несколько раз отшлифуют и отполируют до блеска, а после подвергнут гальванизации, то есть покроют слоем металла. Финал — ​вложить устремленному ввысь человеку в руки атом (его делают из металлической проволоки на лазерных станках) и установить на постамент.

Эволюция «Человека года»: бронзовая фигурка проходит обрубку, обточку, шлифовку и полировку. Финиш — ​вложить ей в руки символический атом

Более сотни премий прошли через руки мастеров литейного участка ПСЗ — ​некоторые по несколько раз, ведь стояла задача сделать статуэтки безупречно гладкими. По словам Александра Сафронова, в конце концов мастера просто перестали их считать: «Сделав первые 20 штук, думаешь — ​все, лучше уже невозможно. Но в процессе постоянно придумываешь что-то новое, появляются идеи, как обрабатывать фигурки легче и быстрее, — ​оказывается, предела совершенству нет. Мы никогда раньше не работали с такими заказами. Похожие фигурки были, но все равно на них была одежда, что значительно облегчает задачу. Это был своего рода вызов для нас — ​новая, сложная, но очень интересная работа, с которой мы справились».


КСТАТИ

Американские «Оскары», которые каждый год вручают лучшим в киноиндустрии, изначально тоже отливали из бронзы, однако впоследствии в качестве материала был выбран британский металл, или британий, — ​сплав, состоящий главным образом из олова, который покрывали 24‑каратным золотом. С 2016 года «Оскар» снова забронзовел. Статуэтки делают на заводе Polich Tallix в Нью-­Йорке — ​начинают в январе, и к моменту вручения наград, обычно в марте, мастера изготавливают 50 фигурок. Технология, кстати, похожа на ту, по которой делаются и награды для «Человека года «Росатома», — ​конечно, с меньшей долей ручного труда.

Интересно, что в годы Второй мировой вой­ны недостаток металла вынудил Американскую киноакадемию перейти на гипсовые статуэтки, которые просто покрывали золотой краской. Много позже лауреатам, которые их получили, было предложено обменять свои «Оскары» на позолоченные. Гипсовым был и первый «Оскар», полученный СССР, — ​в 1943 году награды удостоилась документальная картина «Разгром немецких вой­ск под Москвой». Увидеть эту статуэтку можно в Музее кино.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: