Как отраслевой акселератор помог СХК найти заказчиков для нового продукта — поликарбонфторида

Руководитель проектного офиса Сибирского химкомбината Андрей Макасеев делится лайфхаками для работы с командой проекта и заказчиками.

— Что такое поликарбонфториды и где их используют?

— Поликарбонфториды, CFx, — это соединения углерода с содержанием фтора 20–64% в зависимости от применения. Получают их путем высокотемпературных реакций углеродных материалов, углеткани, сажи, нефтяного кокса, с газообразным фтором. Это отличный окислитель и в то же время хорошая гидрофобная добавка для разных смазок. Отсюда и основные направления применения: литий-ионные батареи и высокотехнологичные смазочные материалы.

Сейчас в качестве мощных батарей для спецтехники, плавающих и ныряющих дронов, телеметрического и геофизического оборудования в нефтесервисе в основном используют стандартные литий-тионилхлоридные батареи. Они имеют повышенную емкость, но вместе с тем взрывоопасны. Все помнят случаи со смартфонами Samsung Galaxy, в которых взрывались аккумуляторы. Это в том числе связано с особенностью конструкции современных литий-ионных аккумуляторов, которые сочетают высокую емкость и небольшой вес. В тионилхлоридных батареях емкость в разы выше, а сама химическая система требует особого внимания при эксплуатации, так как обладает высокой пожаровзрывоопасностью. Элементы на основе CFx, хоть и более стабильные и хорошо зарекомендовали себя в ракетно-космической технике, проигрывают тионилхлоридным батареям в удельной емкости. Тем не менее развитие нанотехнологий, открытие графена, производство фулеренов и нанотрубок позволили работать с совершенно новым углеродным сырьем и получать новые свойства у поликарбонфторидов. И у батарей CFx появилась широкая перспектива.

— То есть сам CFx не новый продукт?

— Да, в советские годы его выпускали мелкими партиями у нас на СХК и промышленными — на Ангарском электролизном химкомбинате. Первоначально использовали именно для производства литий-ионных батарей, а также лыжных смазок — покупали в основном заказчики из Италии. Но теперь Россия наконец-то начала выпускать собственные фторсодержащие пластичные смазки и расширять производство мощных элементов питания. Мы с командой технологов подумали, почему бы не объединить традиционную технологию получения CFx, инновационное графеновое сырье и единственное такое масштабное в России производство фтора на СХК. В результате получился технологичный и конкурентный по цене продукт — нанодисперсный CFx. Конечно, было желание выйти и на зарубежный рынок, где элементы на базе CFx, типа обычной плоской батарейки СR2032, выпускаются на миллионы долларов.

— С этим проектом вы и пришли в акселератор в 2020 году?

— Да. Через акселератор профильным разработчикам быстрее всего подать заявку. Акселератор помог нам всего за три месяца пройти маркетинговую стадию и выйти на прототипирование, которое мы завершили в декабре 2020 года. Это было просто необходимо сделать в кратчайшие сроки, потому что все наши потенциальные потребители просили образцы.

— Но вы могли пройти маркетинговую стадию самостоятельно. В чем кроме скорости преимущество акселератора?

— Преимущество в том, что эта стадия проходит в присутствии экспертов. Команда проекта получила поддержку людей, которые профессионально занимаются маркетингом и раскруткой проектов. А это, в свою очередь, позволяет собрать необходимую сумму по договоренностям, которая требуется для выхода на стадию прототипирования. Ну и жесткий график, заданный с первых дней кураторами проекта, всегда держал в тонусе. Да, еще один плюс акселерационной программы — естественное разделение ролей в команде. Через какое-то время каждый сосредоточился на своей специфике: у кого-то лучше получалось работать с клиентами, кто-то полностью ушел в эксперименты. И проект полетел.

— Как акселератор помог стимулировать заказы?

— Эксперты-наставники помогли с глубоким изучением рынка. Делились контактами специалистов, за это ребятам из ТВЭЛ-КЦ огромное спасибо! Мы нашли новую нишу: помимо источников тока это добавки CFx в смазочные материалы. Высокотехнологичная смазка включает до 20 компонентов, и каждый из них работает на определенной стадии цикла. Фтор — очень дорогой компонент, но резко улучшает трибологические свойства, поэтому добавки фторопласта или тефлона в смазки сейчас так популярны. Наш CFx оказался не только «очень скользким», но и равномерно распределялся, буквально всасывался в смазку, держал пятно контакта и, главное, придавал смазкам высокую гидрофобность. Вместо одного планового партнера мы получили шестерых: пять компаний российские, одна — французская. Это поставщики смазочных материалов для железных дорог, производители источников питания для авиации и космоса.

— А кем был ваш первый плановый партнер?

— Одна российская электрохимическая компания. Ее гендиректор поставил задачу сделать CFx-элемент, конкурирующий с тионилхлоридными. Было интересно погрузиться в специфику применения телеметрического и каротажного оборудования для нефтяных и газовых скважин. Высокая температура, ударные нагрузки — все это воздействует на дорогостоящее устройство и батарею, которая должна четко отрабатывать нагрузку и ресурс. Из-за непрогнозируемой емкости и взрывоопасности при повреждении тионилхлоридные аккумуляторы могут банально разрядиться, оставив устройство в скважине на большой глубине. Потом приходится демонтировать буровую колонну с ценным оборудованием и пробуривать новую скважину, либо оплачивать ремонт. Стоимость аварийных работ может достигать 10–15 млн рублей, а такие ситуации возникают по 10 раз в год. Батареи на нашем CFx должны снизить или исключить подобные риски.

— На каком этапе проект сейчас?

— Нарабатываются образцы для тестирования у потенциальных партнеров и продолжается маркетинговая стадия. Выпуск укрупненных опытных партий запланирован на лето. И уже дальше — организация тоннажного производства.

— Если кто-то захочет последовать вашему примеру, пойти в акселератор, на что обратить особое внимание?

— Во-первых, я бы рекомендовал прийти с понятным продуктом. Вы должны быть уверены, что вы его сделаете. Должно быть понимание конкурентных преимуществ продукта и преимуществ площадки для производства. Идеально иметь пару-тройку заказчиков, которым этот продукт интересен, если «допилить технологию здесь и здесь».

Для производства таких батарей проектный офис СХК уже нашел партнера

Во-вторых, акселератор просит четко разграничивать, кто отвечает за техническую часть, а кто — за маркетинговую. Не нужно, чтобы инженеры касались финансов, каждый хорош в своем направлении и может не воспринимать другое, считая это ерундой. Поэтому, когда отбираете коллектив, нужно сразу определиться, кто может работать с продвижением, а кого лучше оставить в лаборатории.

В-третьих, самое сложное — нужно максимально сосредоточится на проекте. Для заводских специалистов и руководителей это практически невозможно — отодвинуть хотя бы часть текущих задач и сконцентрироваться на одном. Поэтому сейчас мы работаем преимущественно со сторонними профессиональными командами, оставляя себе организационную часть, экономику, проектное управление и постановку на производство, но постепенно вовлекаем заводских разработчиков. В результате должна выстроиться система быстрого проведения предпроектных работ с использованием потенциала программы бизнес-акселерации.

— Что вы можете посоветовать, чтобы проект не пробуксовывал?

— Акселератор — очень динамичная и короткая программа, пролетает незаметно. Когда ваш проект прошел конкурс в акселератор, оформляйте все документально до мелочей: выпустите на вашем основном месте работы приказ или решение о создании рабочей группы проекта. Все идет гораздо легче, когда есть формальное основание для работы и назначены ответственные. Если акселератор первый, то надо быстрее избавиться от политесов и обсуждать любые вопросы и проблемы с куратором, чем больше он погружен в проект, тем быстрее найдется решение, и финансовое в том числе. Обязательно нужно обсуждать ход выполнения проектов с профильным заместителем гендиректора и по возможности с гендиректором, выступать на НТС и продвигать на предприятии идею, прототип, готовый продукт. У вас проект нового производства, а это добавленная стоимость и выручка в копилку предприятия и госкорпорации. Ищите единомышленников, чем больше их на заводе в головной компании, тем легче вам работать и получать результаты. Подтверждено на практике.


ОБ АКСЕЛЕРАТОРЕ

• Начало сбора заявок нового цикла — ​12 июля

• Дополнительная информация о направлениях, критериях отбора и форма заявки — ​на сайте ih.rosatom.ru

• Задайте вопрос эксперту акселератора: ba@rosatom.ru

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: