«Атомэнергомаш» планирует создать первый российский СПГ-газовоз

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет по заказу «Атомэнергомаша», машиностроительного дивизиона «Росатома», ведет концептуальное проектирование газовоза для перевозки СПГ. О деталях этой работы рассказал директор департамента развития судостроения университета Феликс Шамрай.

— Какую роль играет университет в создании проекта газовоза?

— Мы являемся интегратором этого проекта на стадии научно-исследовательских работ, контракт с «Атомэнергомашем» был заключен в конце 2020 года. Он предусматривает концептуальное проектирование (начальная стадия проектирования, на которой принимаются решения, определяющие облик судна, создается его математическая модель. — «СР») российского газовоза с полным импортозамещением грузосодержащей системы, ГСС, и в значительной степени других судовых систем. Также мы должны выполнить технико-экономическое сравнение российского концепта с судами типа «Ямалмакс», в которых в части ГСС используется технология французской компании Gaztransport & Technigaz (GTT). Сейчас эти суда строятся в Южной Корее. Мы должны предложить проект для строительства газовоза в России в конкурентные сроки и с конкурентной стоимостью. К проектированию криогенного оборудования привлечены крупные российские компании.

На судне будет установлено четыре емкости для транспортировки 176 тыс. м3 СПГ при температуре –165 °C. Объем каждой емкости — ​44 тыс. м3, их проектированием занимается наш университет. К этой работе мы привлекли инжиниринговые компании «Тесис» и «Регент Балтика», институт «Сколтех», Umatex. Силовой конструктив емкости может быть стальным, алюминиевым или композитным. Мы применим в проекте тот материал, который покажет экономически наилучший результат. Разрабатываемая емкость и применяемые решения будут востребованы не только для судов, но и при строительстве наземной инфраструктуры СПГ.

— Сколько будет стоить российский газовоз?

— Пока цифры не назову, идут расчеты. Стоимость газовоза, построенного по зарубежному проекту на зарубежных верфях, составляет более 300 млн долларов. Мы стремимся к тому, чтобы цена нашего газовоза и стоимость его эксплуатации были ниже. Задача — ​сделать проект, который будет интересен строителям, судовладельцам и заказчикам судов.

— За счет чего можно снизить стоимость?

— За счет оригинальных инженерных решений ГСС, высокого уровня импортозамещения криогенного оборудования, которое в основном будут производить предприятия «Атомэнергомаша». Скажется и отсутствие лицензионных платежей. Дело в том, что GTT разработала технологию и владеет правами на интеллектуальную собственность. Для применения технологии надо купить у GTT лицензию, это значительная составляющая в общей стоимости постройки судна.

Кроме того, каждый месяц строительства судна увеличивает его строительную стоимость примерно на 1 %. Предлагаемая нами технология позволит ССК «Звезда» строить газовозы не за полтора года, как в Корее, а за девять месяцев. Это снизит строительную стоимость каждого судна примерно на 30 млн долларов.

Снижение стоимости перевозок будет достигаться и за счет уменьшения потерь газа, его выпарки, при транспортировке — ​благодаря повышению качества теплоизоляции.

— Расскажите подробнее о том, каким будет судно.

— Мы планируем спроектировать универсальную платформу — ​базовый корпус судна с основными судовыми системами. Платформа может быть адаптирована под различные грузы и задачи. На базе платформы можно будет создавать арктические танкеры, химовозы, балкеры. Вкладные танки обеспечат унификацию судовых конструкций и позволят верфи быстрее строить суда для работы в Арктике.

— В какие сроки планируете выполнить работу?

— Научно-исследовательская часть пройдет в 2021 году, опытно-конструкторские работы — ​в 2022-м. 2023 год отведен на проектирование, в 2024-м надо начинать строить. Скорость прохождения этапов будет определяться темпами и подходами к управлению проектом в «Атомэнергомаше». В будущем наш университет планирует также заняться проектированием систем для крупнотоннажного хранения и морской перевозки водорода.

— В чем заключается главная сложность перевозки и хранения жидкого водорода?

— Он хранится при –252 °C. Удержать такую температуру без потерь — ​сложная техническая задача. У водорода очень узкий диапазон температуры, когда он находится в жидкой фазе. Морской технический университет располагает научно-техническим заделом для решения этих проблем.


Владимир Аптекарев
Директор по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам, «Атомэнергомаш»

— Мы активно развиваем бизнес-направление в части судового комплектующего оборудования и имеем отличный научно-технический задел на предприятиях в контуре управления. Пришли к выводу, что разработка нашими предприятиями отдельных типов оборудования не решает полностью задачу импортозамещения, поскольку криогенные емкости судов-газовозов остаются иностранными.

Комплексное решение задачи и комплектная поставка грузосодержащей системы оказались наиболее адекватным ответом на стоящий перед нами вызов. Только вот грузосодержащая система, над которой ведется работа, по разным причинам не может быть интегрирована в существующие проекты крупнотоннажных газовозов, разработанных для обслуживания российских проектов ТЭКа в Арктической зоне, поэтому необходимость создания нового перспективного танкера-газовоза очевидна для профессионального сообщества.

Если проект газовоза успешно пройдет стадию НИР, мы рассчитываем незамедлительно начать ОКР по грузосодержащей системе, создадим модели и испытательные стенды, а также приступим к разработке технического проекта судна. На этом этапе возникнет необходимость детальной разработки возможных бизнес-моделей, кооперации как с предприятиями госкорпорации, так и с партнерами за контуром.

В случае успешной верификации результатов по всем этапам проекта можно будет говорить не только о решении государственной задачи по импортозамещению судового криогенного оборудования, но и о создании первого отечественного танкера-газовоза для СПГ, превосходящего как минимум в части ледовой ходкости и ледопроходимости существующие проекты. Наше решение может стать конкурентоспособным на мировом уровне и имеет экспортные перспективы.

Вопрос о количестве судов и сроках строительства будет решаться заказчиком флота и верфью после рассмотрения результатов нашей работы.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: