«Военная служба научила меня смирять свое «я»: памяти ученого Валентина Иванова

28 апреля исполнилось бы 80 лет Валентину Иванову — ​выдающемуся ученому и организатору. Он руководил ведущими материаловедческими организациями отрасли: в 1990-е — ​НИИАР, в 2010-е — ​ВНИИНМ, несколько лет проработал первым заместителем министра атомной промышленности. Мы публикуем выдержки из его автобиографической книги «Иванов — ​фамилия государственная», опубликованной в 2003 году.

Окончив школу с золотой медалью, в силу семейных обстоятельств я не смог в то время поступать в институт. Тем не менее, чтобы снять обузу с родителей, поступил в Высшее военно-морское училище в городе Гатчине Ленинградской области… Я благодарен училищу и флоту за, может быть, жесткие, не всегда приятные уроки. Военная служба научила меня подчиняться приказам, делать любую работу, научила смирять свое «я» тогда, когда делается общее дело. Кто-то скривится, принимая все сказанное за оболванивание, подавление личности и свободы. Я с этим не согласен.


***


В 1960 году я стал студентом Куйбышевского индустриального (позднее политехнического) института… Начало 1960-х годов в СССР было замечательным временем. Полет Гагарина, хрущевская оттепель, концерты самодеятельной песни, Окуджава — ​все это давало оптимизм, надежду на перемены к лучшему.


***


В 1963 году, в январе, в институт приехал представитель предприятия «почтовый ящик номер 27» (сейчас НИИАР. — «СР») из города Мелекесса Ульяновской области и стал агитировать хорошо успевающих студентов поступить в этот по своей сути исследовательский институт на работу. Условия, зарплата, возможность скорого предоставления квартиры и другие положительные моменты — ​все звучало очень заманчиво. И хотя я был крепко завязан вместе со своими друзьями интересами в нарождающейся тогда кибернетике, тем не менее с общего их согласия на некоторое время решил поехать поработать на это предприятие. В июле после защиты дипломного проекта вместе с тремя сокурсниками по распределению на такси отправились в неизвестный нам город. Как оказалось, практически на всю жизнь.


***


Работа в институте мне нравилась, никакие режимные ограничения не тяготили. Работали и отдыхали весело… Дух научного учреждения удивителен. Казалось, мы живем единым организмом и мозг у нас общий. Серьезность и ответственность на работе требовали хорошей разрядки, и она находила выход в многочисленных капустниках, КВН, викторинах типа «Что? Где? Когда?». Объединенный молодежный клуб, вдохновляемый Юрием Кушниром, создавал шедевры искусства жанра «физики шутят», а на институтских викторинах вопросы были потруднее, чем на телевизионных.


***


Начиная с 1992 года, когда, во‑первых, из-за инфляции, а во‑вторых, из-за того, что прекратились оборонные и другие государственные заказы, когда зарплата стала ничтожно малой и не было средств для ее выплаты, многие квалифицированные специалисты, в том числе и кандидаты наук, начали уходить из института… Как выживали в обстановке бешеной инфляции и тотальных неплатежей? Продавали изотопы, которые нарабатывали в реакторах, выделяли в радиохимических лабораториях и отправляли на экспорт. Таким образом получали 10–15 % необходимой для выживания суммы. Примерно столько же давали научно-технические услуги по облучению и исследованиям радиоактивных материалов и конструкций по контрактам с зарубежными заказчиками. Других «живых» денег не было… Чтобы организовать дополнительные рабочие места, начали создавать новые производства, никак не связанные с основной деятельностью… Одним из первых образовался производственный кооператив «Товары народного потребления» (ТНП-НИИАР). Из остатков материалов и неликвидов мастеровые люди делали разные нужные вещи: фляжки и коптильни, небольшие теплицы и даже дозиметры. Очень быстро номенклатура изделий и услуг, производимых этим предприятием, перевалила за сотню.


***


В марте 1998 года министром [атомной промышленности] стал директор НИИ конструкторской энерготехники Адамов Евгений Олегович. Мы были с ним давно знакомы по работе, кроме того, он организовал еще в начале 1990-х, в самые трудные для нас времена, своеобразный клуб директоров институтов, где мы обменивались опытом, обсуждали проблемы. В конце апреля он в первый раз предложил мне стать первым заместителем министра, но я вежливо отказался. Но Евгений Олегович человек упорный. Дважды, уже в мае, он повторил приглашение. Я понял: окончательный отказ невозможен. Это бы напоминало предательство общих интересов. И согласился. С конца мая, работая до 19 июля директором института, начал втягиваться в должность первого заместителя министра по атомной энергии, перелетая каждую неделю из Димитровграда в Москву и обратно.


***


Из множества дел, которыми пришлось заниматься, два были особенными… Первое — ​это внесение изменений в закон «Об охране окружающей среды», с тем чтобы на территории России можно было хранить облученное ядерное топливо, выгруженное из атомных станций зарубежных государств… Слегка «обгоревшие» тепловыделяющие сборки специалисты не называют радиоактивными отходами, а справедливо именуют облученным ядерным топливом… Вторым большим делом в министерстве, в котором мне довелось принимать существенное личное участие, была подготовка межправительственного соглашения России и США по утилизации оружейного плутония.


ДОСЬЕ

Валентин Иванов родился 28 апреля 1941 года в Балашове Саратовской области. После Куйбышевского политехнического института в 1963-м пошел работать в НИИАР инженером по ядерной электронике. Затем стал начальником лаборатории, отдела, заместителем директора, а в 1989 году возглавил институт. Руководил НИИАР в самые непростые для науки 1990-е. Про себя говорил — ​«красный директор». Так называли тех, кто встал у руля в советские годы, а потом перестраивал предприятие на рыночный лад.

Под руководством Валентина Иванова НИИАР обновил экспериментальную базу, наладил сотрудничество с компаниями в США, Японии, Франции, Великобритании. Работу в институте Иванов совмещал с общественной деятельностью: избирался народным депутатом СССР, депутатом областного и городского совета народных депутатов. Во многом благодаря умению убеждать добился начала активной застройки западной части Димитровграда. В 2001-м Валентину Иванову присвоили звание почетного гражданина Димитровграда.

С 1998 по 2002 год — ​первый заместитель министра РФ по атомной энергии. Параллельно работает главным научным сотрудником лаборатории радиогеологии и радиоэкологии Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН. С сентября 2003 года — ​глава энергетического консультативного совета при администрации Ульяновской области. В том же году утвержден членом комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи. С 2008 по 2011 год — ​председатель научно-технического совета компании «Энергомонтаж Интернэшнл». С 2011-го — ​научный руководитель работ по топливным циклам в НИКИЭТ и руководитель проекта в техническом комитете «Прорыва».

В феврале 2012-го Валентин Иванов пришел во ВНИИНМ. Почти год занимал пост первого заместителя гендиректора по разработке конструкционных и функциональных материалов топлива для ядерной энергетики, потом возглавил институт. Под его руководством ученые включились в разработку топлива и конструкционных материалов для проекта «Прорыв», активизировалась нанобериллиевая тематика, разработка и применение функциональных покрытий, сверхпроводников и др. Валентин Иванов был инициатором проекта толерантного топлива для атомных реакторов.

Умер 27 января 2016 года.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: