Сотрудник ВНИИНМ рассказал о пользе инструментов производственной системы в науке
По итогам 2020 года ВНИИНМ подтвердил статус «ПСР-минимум» и теперь планирует стать кандидатом в ПСР-предприятия. О пользе инструментов производственной системы в научной деятельности, отличии инноваторов от изобретателей и лепестках лотоса рассказывает начальник отдела планирования, исследования и контроля института Александр Пономаренко.
— Значит, у ПСР есть инструменты для научной деятельности?
— Да, мы применяем стандартные инструменты оптимизации потоков через устранение потерь. Например, при разработке технологии изготовления труб-оболочек твэлов на основе карбида кремния мы столкнулись с нехваткой человеческих и временных ресурсов. Это увеличивало риск невыполнения договорных обязательств. Мы применили визуальное управление и картирование, сократили время протекания процессов изготовления и исследования образцов на 30 % за счет выделения проблемных зон и устранения потерь. Так, создание одного образца с оптимальной толщиной слоя карбида кремния методом газофазного осаждения занимало 80 часов. Наши сотрудники разработали и сделали новую оснастку изделия, теперь в печь можно загружать не один образец, как раньше, а до восьми за раз. Это повысило производительность труда на участке более чем в два раза.
Чтобы визуализировать компетенции персонала и найти узкие места, мы внедрили матрицу компетенций. Выявили обладателей уникальных навыков. Если бы они из-за коронавируса ушли на больничный или самоизоляцию, работа по проекту остановилась бы. Мы попросили этих людей обучить двух-трех коллег, так исключили возможные временные простои.
Но процессы и процедуры НИОКР инструменты производственной системы охватывают лишь частично. Особенно их не хватает на первичных этапах научного проекта: поиск идей, создание концепции и ее детальная проработка, которые являются основополагающими с точки зрения влияния на результат. Стараемся это исправить.
— Ваши предложения?
— Упорядочить поиск научных идей. Пока большинство ученых относятся к поиску как к творчеству. Считают, нужно ждать озарения. Наша задача — предоставить им инструменты, благодаря которым озарение придет быстрее.
Мы предлагаем различать понятия «изобретатель» и «инноватор». Если изобретатель сосредоточен на творческом процессе, то инноватор работает на результат, устанавливая ограничения сроков и ресурсов, стремясь к удовлетворению требований заказчика. Прикладная наука, которой занимается наш институт, в отличие от академической, опирается на инноваторов. Поиск идей нельзя пускать на самотек — им надо управлять. Мы долго подбирали инструменты. Многие я опробовал на себе. Я ведь не только бережливостью занимаюсь, я научный сотрудник, пишу диссертацию в аспирантуре ВНИИНМ.
— Какие инструменты вам помогают?
— Есть японский метод «Цветок лотоса». Суть в том, что при работе с основной темой нужно придумать и проанализировать несколько подтем — «лепестки» вокруг ядра. Так можно систематизировать информацию, структурировать цели от больших к меньшим.
Эффективный инструмент — пирамида научных проблем. В основании располагаются решения и наработки, которые в наибольшей степени помогают в достижении цели. Далее по высоте выставляются другие решения. Так они ранжируются от основных к дополняющим.
Необходимо расширять «насмотренность» — визуальный опыт. Изучать профильную литературу, наработки коллег, структурировать эту информацию. Вот недавно инженеры Honda скопировали строение лопаток авиационных двигателей для конструкции турбины мотора болида «Формулы‑1» и увеличили мощность двигателя на 30 лошадиных сил. Они пришли к этому решению, изучив опыт другой отрасли. Вывод: настоящий инноватор постоянно расширяет кругозор и не ограничивает области своих компетенций.
— Как планируете развивать производственную систему в НИОКР?
— В этом году систематизируем набор эффективных инструментов, приложим подробные, подтверждающие их применимость и пользу для научной деятельности, кейсы. Вся работа — совместно с департаментом повышения операционной эффективности ТВЭЛ. Наши рекомендации помогут найти интересные идеи для развития бизнеса и научного потенциала всего дивизиона. Примеры уже есть. Так, в прошлом году мы выяснили потребности заводов топливной компании в оптимизации некоторых производственных процессов и предложили решения на базе центра цифрового материаловедения. Для «Точмаша» смоделировали процессы литья для изготовления изделий разной конфигурации из полимерных материалов, что уже принесло экономический эффект 307 тыс. рублей — за счет сокращения цикла разработки.
Мы ищем применение производственным мощностям ВНИИНМ для выпуска новых продуктов. К примеру, в рамках проекта по карбиду кремния у нас пущен участок по изготовлению твэлов. Размышляем, как использовать это уникальное оборудование в других областях.
Для популяризации ПСР среди научных сотрудников с 2018 года реализовываем ежегодные кампании, в основном при помощи электронного журнала «Научная организация труда».
Дмитрий Наумов
Директор по операционной эффективности, ТВЭЛ
— ТВЭЛ в соответствии с принципами ПСР обеспечивает поступательное повышение эффективности производственных процессов и качества рабочего и управленческого труда, снижение себестоимости продукции. За годы развития производственной системы на предприятиях топливной компании подано и реализовано более 500 тыс. предложений по улучшению. Экономический эффект от них за последние 10 лет — свыше 2,5 млрд рублей. Реализовано около 4 тыс. ПСР-проектов с экономическим эффектом более 8,7 млрд рублей.
В направлении повышения эффективности процессов научный блок развивался не так быстро, как заводы. Но благодаря совместной работе с ВНИИНМ нам удалось изменить подход к внедрению ПСР в науку, многие инструменты и критерии оценки разработали с нуля. Это принесло свои плоды. ВНИИНМ по итогам 2020 года достиг выручки 5,1 млрд рублей, превысив план более чем на 8 %. Производительность труда тоже превысила плановый показатель более чем на 7 % и составила 5,646 млн рублей на человека, что позволяет помимо сопровождения текущих продуктов реализовывать перспективные, расширяя портфель заказов предприятия и зону влияния компании в мировом промышленном сообществе.