Инженер-электроник Кольской АЭС Анатолий Носков о каякинге: «Нужно чувствовать воду»

Инженер-электроник отдела радиационной безопасности Кольской АЭС Анатолий Носков заинтересовался сплавами по горным рекам 10 лет назад, когда приехал в Полярные Зори на практику от Томского политехнического университета. Познакомился с членами туристического клуба профсоюза станции «ВОДИной». «В будни мы с одногруппниками работали, а в выходные сплавлялись. С тех пор увлекся каякингом. Это настоящий драйв», — ​говорит Анатолий.

Маманя зовет

Проработав после вуза два года инженером-технологом на Электрохимическом заводе в Зеленогорске, Анатолий решил вернуться в Полярные Зори. Говорит, много локаций для сплавов, уникальная природа и удобный транспортный доступ к Европе. Правда, водный сезон на Кольском полуострове специфичный: если осадков было много, все отлично. Главное — ​чтобы тепло пришло к началу лета. «Реки Красненькая и Кутсайоки — ​любимые места для каякинга. Там находится водопад Большой Янискенгас, его называют еще Маманей. Высота 20 м, максимальная категория сложности. Пять лет назад мне впервые посчастливилось его пройти. Теперь каждый год стараюсь там бывать. Это мое место силы», — ​признается Анатолий.

Ежегодно в русле реки Нивы проходит «Атомная регата» — ​соревнования по водным видам спорта для жителей атомных городов. Несколько лет назад наш герой помогал клубу «ВОДИной» (в названии зашифрованы имена его создателей) организовать регату, сейчас сам участвует в ней. «Выступают профессиональные спортсмены-слаломисты. Это мотивирует меня больше тренироваться, чтобы показать хороший результат. Но в целом сплав по реке на время — ​не мой жанр. Проходя дистанцию на скорость, не успеваешь насладиться окружающей красотой», — объясняет Анатолий.

Водное братство

Летом Анатолий Носков тренируется на домашних реках, в месяцы полярной ночи старается планировать отпуск там, где потеплее. Каякеры общаются по интернету, знают уровень подготовки друг друга, подгадывают отпуска под совместные поездки.

За 10 лет Анатолий изучил основные локации для каякинга в России и в мире — ​побывал на Северном Кавказе, в Саянах и на Алтае, в Финляндии, Швеции, Норвегии, Киргизии, Грузии, в разных частях Итальянских и Швейцарских Альп, в Новой Зеландии, Северной и Южной Америке. Мечтает, как только откроют границы, слетать в Калифорнию, Патагонию и в Чили.

По Чили Анатолий путешествовал прошлым летом. «Туда съезжаются каякеры со всего мира. Множество сплавных секций. Реки славятся чистотой, вода разных оттенков бирюзового и изумрудного. Анды задерживают большую часть циклонов, приходящих с Тихого океана, в южной части страны выпадают обильные осадки, делая леса зелеными, а реки полными. Там настоящее водное братство каякеров. Мы останавливались у местных, переезжая из региона в регион. Месяц пролетел стремительно», — ​вспоминает Анатолий.

Планирование поездки — ​отдельный квест. Нужно продумать логистику, составить список экипировки. Лодки для сплава доставляют или самолетом, или приобретают на месте — ​зачастую так дешевле. В Новой Зеландии, например, арендовать автомобиль дорого — ​выгоднее купить. Полтора дня — ​на изучение правил регистрации транспортных средств, полтора — ​на покупку машины, полтора — ​на продажу.

В самую опасную ситуацию Анатолий попал там же, в Новой Зеландии. Его группа готовилась пройти сложную реку — ​Уиткомб. Условия были близки к паводку, но каякеры рассчитывали, что ко второму сплавному дню уровень воды снизится. Но нет, не снизился. На выходе из глубокого каньона случился форс-мажор. Анатолий из-за сильного обратного течения под водопадным сливом несколько раз перевернулся в «бочке» — ​пенной яме, на поверхности которой образуется встречный речному течению поток воды. Течение не отпускало, и, когда в очередной раз каяк перевернулся, мощный поток воды ударил в лопасть весла и вырвал его из руки. Анатолий вывихнул правое плечо. Нужно было выходить из реки. В этот момент случилось чудо. Вертолетчик Мэт, переживая, что группа не закончила сплав в назначенное время, решил проверить, где она. «Мэт увидел, что мы на реке. Мы стали махать, подавать знаки, что нам нужна помощь. Он тут же приземлился, эвакуировал меня и мое снаряжение. Если бы не вертолет, меня бы ждал пеший поход по джунглям — ​30–35 км с фонариком. Я бы, конечно, смог, но вертолетчик намного облегчил мне жизнь», — ​вспоминает путешественник.

Подружиться с рекой

Как во время сплава контролировать страх? Главное — ​не дать ему перейти в панику, концентрироваться на движениях, чувствовать реку. «На тренировках меня посещает мысль о том, что важно не только уметь хорошо сплавляться. Нужно читать каждую реку, чувствовать воду. Не просто плыть по течению, а маневрировать, обходя опасные места. Подружившись с рекой, не сопротивляясь буйной стихии, но умея управлять ею, можно безопасно сплавляться и получать бурю эмоций», — ​говорит Анатолий.

Женщин в этом виде спорта мало, но зато какие они! «В 2019 году меня пригласили в проект Red Bull «Следуй за мной». В нем участвовала француженка Нурия Ньюман — ​топ мировой элиты каякинга, — ​рассказывает Анатолий. — ​Съемки проходили в Италии на реке Сорбе, на сложном участке Devil’s Slide («Дьявольская горка». — «СР»). В проекте мы были в роли спасателей, организовывали страховку. Работали на протяжении четырех дней. В итоге получился 50-секундный видеоролик. Нурия тогда вдохновила меня своим примером. Эта хрупкая девушка с необыкновенной легкостью буквально парила над водой. Я наблюдал за ней с восторгом. Конечно, после такого усиливается мотивация заниматься сплавами по горным рекам и делать новые открытия в этом виде спорта».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: