Грядет новая мода на чипирование, вживление под кожу имплантатов с информацией о хозяине
Сергей Лесков
Член Союза писателей России, обозреватель Общественного телевидения России, лауреат Государственной премии РФ
Указом президента РФ 2021-й объявлен Годом науки и технологий. Думаю, сегодня каждый российский гражданин вне зависимости от уровня образования понимает: в XXI веке качественный подъем уровня жизни напрямую зависит от развития высоких технологий.
Осознание этой истины пришло к политической элите страны много десятилетий назад. Ученые в СССР если и не катались как сыр в масле, то по достатку превосходили другие слои населения. Что касается штаба науки, то АН СССР на всех этапах советской истории занимала привилегированное положение. Отдельные гонения и репрессии не меняли общую картину: звание ученого было почетно, а престиж науки — чрезвычайно высок.
Это выражалось, к примеру, в том, что Академия наук была единственным институтом, который позволял себе фронду по отношению к решениям партии. Так, в президенты АН СССР не прошел экс-прокурор Вышинский, из академических рядов не исключили Сахарова, но разоблачили лженаучные теории обласканного властью Лысенко, а также воспрепятствовали повороту сибирских рек в Среднюю Азию…
В конце XX столетия к советскому руководству пришло понимание, что наука — это не только амбициозные космические проекты и непробиваемый ядерный щит, но также общее состояние экономики. В новую эпоху рост ВВП обеспечивали не пролетарии, а очкарики в НИИ. Но, несмотря на сильные научные школы, советская экономика стала отставать. В числе причин — слабость наукоемких технологий. Это вылилось в конкурентное поражение многих наукоемких предприятий после того, как перестройка открыла нам двери на мировой рынок. Хотя, конечно, это было не единственной причиной.
Жизнь изменилась. XXI век — информационная эпоха. Объем знаний возрастает в два раза каждые пять лет, и следующее поколение, чего не было в истории человечества, вовсе не считает нужным перенимать опыт отцов, потому что это мертвый багаж. Неслучайно во время пандемии COVID и локдауна единственной отраслью, которая не только не пострадала, но пошла в бурный рост, стали информационные технологии.
Всемирный экономический форум в Давосе подтверждает, что глобальное цифровое управление — ключевая проблема современности. Мир переходит на принципиально новую ступень ИТ-революции, где вопрос о лидерстве решает обладание большими данными. Во многих докладах звучит мысль о том, что от этого зависит лидерство в политических и экономических процессах. Мир перешел на стадию гонки за большими данными, как раньше мы наблюдали соперничество в космосе и в авиации. США, к примеру, еще в 2017 году начали использовать большие данные при анализе ключевых политических решений. Может быть, пока получается не очень, так ведь и первые паровозы распугивали коров. Китай собирается при поддержке ООН открыть в Ханчжоу глобальный научно-исследовательский институт больших данных. Трудно не согласиться с президентом РФ, который недавно сказал, что тот, кто первым создаст искусственный интеллект, будет властелином мира.
Пандемия — лучшее, что случилось с информационными технологиями в последнее время. Уверен, 2021 год, вне зависимости от того, что он назначен Годом науки и технологий, сохранит этот тренд и пройдет под знаком новых успехов в этой области.
В России, Европе, Корее полным ходом идут испытания сетей пятого поколения, 5G. Пропускная способность и надежность телекоммуникационных сетей возрастет взрывным образом. Интернет станет мощнее благодаря переходу на беспроводную связь, которая обеспечивается беспилотниками с солнечными батареями. По-прежнему важен космос, где на разных орбитах находятся уже около 2 тыс. спутников связи, но скоро их число возрастет в несколько раз.
К беспилотникам над головой мы привыкаем, но земные автомобили, которыми рулит искусственный интеллект, вызывают тревогу. В Сколкове они надежно работают, испытаны на улицах Москвы, без злоключений доехали от Санкт-Петербурга до Казани. Начинается обкатка на трассах М4 и М7. Думаю, в 2021 году, как бы это ни коробило представление гордого водителя о себе как о заправском Шумахере, начнется отмирание самой массовой мужской профессии. Отнесемся к этому философски. В конце концов, автопилот для пассажира безопаснее Чкалова за штурвалом.
С большой вероятностью в 2021 году в продаже появятся телевизоры, которые можно будет, как коврик, свертывать в рулон. Лидеры — азиатские компании, создавшие экраны на основе полимерной органики минимальной толщины. В этом направлении двигалось «Роснано», но почему-то оборвало песню на высокой ноте после демонстрации президенту.
Грядет новая мода на чипирование, вживление под кожу электронных имплантатов с полной информацией о хозяине. Это позволит отказаться от банковских карт и пропусков, откроет возможность прямого взаимодействия человека и компьютера. Если к одному компьютеру подключить несколько человек, можно отказаться от речи. Из мозга в мозг — телепатия. Нейрокомпьютерный интерфейс превратит каждого человека в супермена.
Пандемия вызовет рост интереса к «зеленым» технологиям и здоровому образу жизни. Переход на искусственное мясо практически неизбежен. Скоро появятся искусственные листья, которые будут очищать атмосферу от углекислого газа в 10 раз быстрее, чем живые растения. Они будут использовать солнечный свет и разлагать углекислый газ на угарный газ и водород — биоорганическое топливо.
Мероприятия, которые войдут в повестку Года науки и технологий, должны быть составлены исходя не из чиновничьих интересов, а соответственно основным направлениям развития науки. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отмечает, что будет оказана усиленная поддержка молодым ученым. Это крайне важно, поскольку, по словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, только 10 % студентов-очников собираются посвятить себя науке. Косвенным подтверждением низкого рейтинга науки является лента «Небо. Самолет. Девушка» — ремейк замечательного фильма «Еще раз про любовь», где главный герой «переобулся» из физика-атомщика в журналиста-международника.
Помню из этого фильма замечательные слова: «Когда кони сыты, они бьют копытом». Хорошо, если в Год науки российские ученые не будут испытывать нужды ни в чем, кроме озарений, чтобы бить, как ретивый конь, копытом о фундамент науки.