«На Колыме будет климат Франции»: на что способна энергия атомного ядра
Покорение атома сопровождалось в 1950-е годы бурным обсуждением возможностей применения. Американцы, например, думали об атомном легковом автомобиле и даже атомном пылесосе. Не было числа научно-популярным описаниям портативных ядерных батареек. Разумеется, в СССР тоже хватало глобальных прогнозов. Кое-что сбылось.
Теплые течения
Журнал «Техника — молодежи» в сентябре 1954 года, то есть вскоре после пуска первой в мире АЭС, опубликовал большую статью «Начало эры атомной энергетики». Конечно, не обошлось без политики. «27 июня 1954 года. Началась новая эра атомной энергетики. Это событие вызывает приступы бессильной злобы у врагов мира. В этот исторический день советскими учеными и инженерами была пущена первая в мире промышленная электростанция на атомной энергии. За нею вступят в строй более мощные советские атомные электростанции — по 50 и 100 тыс. кВт».
Автором статьи был профессор Георгий Покровский, крупный специалист в области физики взрыва (известный в узких кругах, разумеется) и популяризатор науки, а также оригинальный художник-фантаст (известный в кругах куда более широких). В журнале он довольно подробно описал принципиальное устройство атомной станции с уран-графитовым реактором и, не ограничившись этим, выдвинул ряд совершенно потрясающих идей.
Покровский распрогнозировался не на шутку: «Могучая энергия атомного ядра позволит быстро строить гидротехнические сооружения… При помощи направленных взрывов можно будет спрямлять русла крупных рек, возводить исполинские плотины, буквально в несколько минут прорывать каналы, строительство которых обычными машинами длилось бы годы.
Поистине беспредельны перспективы, открывающиеся благодаря новой атомной энергетике. Холодное течение, омывающее наше Заполярье, можно будет сделать более теплым, чем Гольфстрим. Исчезнет тундра, субтропики поднимутся до Москвы, а на Колыме будет климат Франции».
Правда, профессор не подумал о белых медведях, северных оленях и норвежских леммингах — возможность их переселения в Антарктиду, например, в статье не рассматривалась.
Когда остынет Солнце
И это еще не все. Покровский выдвинул идею атомной гидроэлектростанции: «Вода из моря или реки поступает в огромную подземную пещеру. Здесь периодически производится атомный взрыв. Давлением газов и нагретых водяных паров вода подается в бассейн на горе. Оттуда она при перепаде в сотни метров питает обычную гидростанцию. Во взрывной камере установлены впускной и выпускной клапаны. Другой вариант гидроэлектростанции может быть таким. Вода из моря подается в бассейн на горе в виде мощной струи направленным действием атомных зарядов. Отсюда вода поступает по трубам к турбине гидроэлектростанции». Как при этом обеспечивалась бы радиационная безопасность столь продвинутых технологий, профессор скромно умолчал.
Не ограничившись столь экстравагантными идеями, Георгий Покровский устремил свой взор в глубины космоса: «Человечеству грозит «тепловая смерть» — бубнили когда-то пророки конца света во главе с Джинсом (английский астрофизик. — «СР»). Когда-нибудь Солнце остынет, все источники энергии будут использованы, жизнь замерзнет в холодном космосе, наступит гибель человечества…
Можно ли при современных знаниях решить задачу бесконечного развития человечества? На такой вопрос мы можем ответить ясно и твердо. Да, уже при современных наших знаниях можно ставить такую задачу.
Это решение состоит в том, чтобы превратить всю нашу планету целиком в гигантский космический корабль, который будет двигаться не по орбите, а по пути, намеченному человеком».
Реализация этой затеи представлялась Покровскому возможной при условии создания сверхмощного реактивного двигателя «для перемещения по Вселенной земного шара. Двигатель находится в кратере, созданном предварительным взрывом водородного заряда. На дне кратера заранее наращивается толстый слой льда. Кругом кратера строят в виде полого кольца огромную взрывную камеру. Из нее силой атомных взрывов подается атомное горючее и балластное вещество — вода. Из зоны реакции выбрасывается мощная струя продуктов распада атомного горючего и разложившейся на кислород и водород воды. Реакция этой струи, создавая тяговое усилие в миллиарды тонн, толкает земной шар. При повторении многих взрывов (с намораживанием льда в промежутках между взрывами) земной шар может приобрести требуемую скорость в заданном направлении».
Профессор вскользь упоминал необходимость решения задачи сохранения атмосферы Земли и предотвращения столкновения с другой планетой в иной звездной системе. С этой планеты земляне будут «передавать на Землю тяжелую воду, уран и другие полезные ядерные ископаемые». Словом, никаких ожидаемых визитов Нибиру — сами к ней отправимся. Но, отмечал Покровский, «от первой атомной электростанции до проектов космического масштаба лежит очень длинная дорога».
Освоение Арктики с использованием ядерной энергии, как известно, произошло. Но не путем создания полярного Гольфстрима, а с помощью атомных ледоколов, первый из которых, «Ленин», вступил в строй в 1959 году. О его строительстве с весьма точной 3D-схемой (как сказали бы мы сегодня) будущего судна «Техника — молодежи» рассказала еще в 1958-м, и это уже была не фантастика.