Парусник «Седов» впервые в истории прошел Севморпуть за одну навигацию

В конце октября знаменитый барк «Седов», крупнейший учебный парусник в мире, прибыл в Мурманск. Он совершил переход из Владивостока Северным морским путем — ​впервые в истории за одну навигацию. Во многом это плавание — ​результат стечения обстоятельств: оно бы не состоялось, если бы не пандемия коронавируса.

Кругосветка в условиях пандемии

В конце прошлого года учебно-парусный флот Росрыболовства — ​суда «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» — ​отправился в кругосветное плавание, приуроченное к 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Паллада» стартовала из Владивостока в ноябре, «Крузенштерн» и «Седов» — ​из Калининграда в начале декабря. В феврале они встретились в южной части Атлантического океана и устроили там 200-мильную регату. Зрелище было впечатляющее: два барка и фрегат под белыми парусами в свинцовых водах Атлантики.

Эта гонка стала бы самым громким событием кругосветки, но вмешалась коронавирусная инфекция. Когда 11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии и страны стали закрывать границы, парусники были на пути домой. 1 апреля «Крузенштерн» зашел в Лас-Пальмас-де-Гран-Канария — ​ему отвели место в стерильной зоне порта, а сход с судна был запрещен. Заход «Седова» в Порт-Луи на Маврикии 7 апреля прошел уже без швартовки к причалу.

2 июня «Крузенштерн» вернулся в Калининград, днем позже во Владивостоке встретили «Палладу» и «Седова». Но для последнего плавание тогда не закончилось.

«Встал вопрос, каким маршрутом ему идти в Калининград, — ​рассказывает капитан-наставник «Седова» Михаил Новиков. — ​Изначально планировалось, что барк пройдет через Панамский канал. До него через Тихий океан примерно месяц пути, потом еще месяц — ​до района Канарских островов. Чтобы такие плавания совершать, судну нужно заходить в порты, пополнять запасы топлива, воды, продуктов. Не будь пандемии, мы бы пошли этим путем. Но условия изменились, на борту 60 членов экипажа, 120 курсантов, ученые, журналисты. Случись что в Латинской Америке, например, эвакуировать две сотни человек было бы непросто. В нынешних условиях такой поход — ​очень большой риск, все это понимали. Другим вариантом был Северный морской путь. Для обсуждения этого вопроса в Росрыболовстве была создана специальная рабочая группа, куда вошли представители разных ведомств, в том числе «Росатома».

В любую погоду четыре курсанта несли непрерывную вахту на руле. Повинуясь командам из штурманской рубки, вращали тяжелый сдвоенный штурвал барка то влево, то вправо

ИСТОРИЯ

До «Седова» только одному паруснику удалось успешно пройти Северным морским путем — ​это был барк «Вега», китобойное судно, на котором в 1878–1879 годы шведский ученый Адольф Эрик Норденшельд прошел из Гетеборга в Тихий океан. Однако экспедиции пришлось зимовать в северной части Чукотки, где вмерзшая во льды «Вега» оставалась 10 месяцев.


Как идти за ледоколом

«Седов» в полярных широтах не новичок, он совершил две арктические экспедиции в 2006 и 2010 годы, заходил в порты Исландии и Норвегии, на Шпицберген и в район архипелага Земля Франца-Иосифа. Барк оснащен мощным современным двигателем и может идти не поднимая парусов.

Аргументом за переход по СМП была, прежде всего, безопасность. После консультаций с администрацией Севморпути рабочая группа определила временной промежуток, когда барк может преодолеть СМП с наименьшими рисками. Нужно было успеть до октября, пока образование льда в самой северной части маршрута, проливе Вилькицкого, еще мало­вероятно.

«В 2016 году вариант прохода барка по СМП тоже рассматривался, возникла идея показать, что это вообще возможно, — ​рассказывает капитан Михаил Новиков. — ​Но тогда это сочли рискованным, кроме того, у «Седова» было много работы в привычных для него широтах. Однако вопрос был проработан, проведено обследование наружной обшивки и внутренних конструкций барка и выдано заключение, что они соответствуют ледовому классу Ice1».

Прохождение Северным морским путем строго регламентировано, каждое судно должно иметь разрешение на маневрирование в высоких полярных широтах. Весь экипаж «Седова» в срочном порядке прошел специальную подготовку, в том числе на случай встречи со льдами. Учиться пришлось и судоводителям, и капитану-наставнику — ​какие бывают льды, как искать полынью для прохода, на каком расстоянии держаться от айсберга, как маневрировать за ледоколом. Решено было, что «Атомфлот» обеспечит барк ледокольной поддержкой, если таковая понадобится. На судне установили дополнительное радиооборудование, специальный прожектор для плавания во льдах, закупили теплую одежду для 60 членов экипажа и 120 курсантов, которые находились на борту.

Курсанты закончили, говоря по-флотски, «большую приборку» — то есть отдраили палубу

Поход был подготовлен чуть больше чем за два месяца. «Седов», успевший за это время походить под парусами по Японскому морю, получил разрешение на прохождение Северным морским путем и 19 августа вышел из Владивостока.


ГЕОГРАФИЯ

Северный морской путь — судоходная магистраль, проходящая через моря Северного Ледовитого океана, кратчайший путь из Европы в Азию. Протяженность СМП от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. Самые трудные участки — пролив Лонга между побережьем Чукотки и островом Врангеля и пролив Вилькицкого, отделяющий полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля.

В 2018 году «Росатом» стал единым инфраструктурным оператором Северного морского пути. По итогам 2019 года объем грузоперевозок по СМП составил 30,5 млн т. Для сравнения: в 2014 году — меньше 4 млн т.


600 миль под парусами

«Парусные суда строятся для того, чтобы пересекать моря и океаны — ​большие водные пространства, где можно выстроить стратегию маневрирования, исходя из потоков ветра, — ​говорит Михаил Новиков. — ​Таким судам нужно ходить в средних широтах, при положительной температуре. Современные паруса — ​из синтетических материалов, на морозе они становятся дубовыми, убрать или поставить их сложно. Тем не менее нам повезло, и из Владивостока до Мурманска барк больше 600 миль шел под парусами. Так мы прошли все Чукотское море, где было порядка 6 °C, и часть Восточно-Сибирского. Повезло и с чистой водой — ​ни льды, ни айсберги барку не помешали. Экипаж ежедневно получал информацию от «Атомфлота» и администрации Севморпути об обстановке на самых сложных участках — ​в проливах Лонга и Вилькицкого, где встреча со льдами была наиболее вероятна».

Но пролив Вилькицкого все же преподнес «Седову» сюрприз, о котором находившиеся на борту будут вспоминать, наверное, всю жизнь: однажды небо над барком окрасилось в зеленый цвет. «Седов» шел под косыми парусами, а над ним полыхало северное сияние.

«Когда мы прошли пролив Вилькицкого и вышли в Карское море, температура воздуха резко упала, — ​вспоминает Михаил Новиков. — ​Мы получили штормовое предупреждение и решили, что лучше зайти в порт Сабетта на несколько дней раньше, чем планировалось».

«Седов» мог пройти по Севморпути без захода в порты: его автономность это позволяет, барк может идти без пополнения запасов порядка полутора месяцев. Но проработка маршрута показала, что времени достаточно, а жители, например, Певека будут рады увидеть знаменитый парусник у себя в порту. В конце концов решено было зайти еще и в чукотский поселок Эгвекинот и в ямальскую Сабетту.

«У экспедиции появилась еще одна цель — ​популяризировать наши северные территории, — ​говорит Михаил Новиков. — ​Мы показали, что Севморпуть — ​это реальность, там можно ходить, а Сабетта или Эгвекинот — ​обычные порты, где можно получить снабжение. Нас везде очень тепло встречали, была большая интересная программа. Когда еще Певек сможет напечатать магнит, на котором у них в порту стоит самый большой учебный парусник в мире? Когда курсанты из Калининграда и Мурманска увидят единственную в мире плавучую атомную станцию?»

27 октября барк вышел из Мурманска и сейчас направляется в порт приписки Калининград, где закончится его необычная кругосветка, частью которой стал во всех смыслах уникальный поход по Северному морскому пути.


В ШАГЕ ОТ СТОЛЕТИЯ

В будущем году четырехмачтовое парусное судно «Седов» отметит 100-летие: барк был спущен на воду 23 марта 1921 года в Германии и изначально был назван «Магдалена Виннен» — в честь жены первого владельца. После продажи барка в 1936 году он, оставаясь грузовым, стал еще и учебным судном, задача которого — обеспечение плавательной практики курсантов. Полностью в класс учебных судов парусник перешел после войны и передачи его СССР по репарациям. Судно было переименовано в честь русского полярного исследователя Георгия Седова.

«Седов» — рекордсмен: в 1987 году он установил мировой рекорд скорости для парусников этого класса. Неоднократно участвовал в международных регатах и занимал призовые места. Без малого за полвека «Седов» прошел путь, равный расстоянию от Земли до Луны и обратно: с 1966 по 2015 год он преодолел больше 500 тыс. морских миль. В Книге рекордов Гиннесса барк «Седов» упомянут как крупнейший учебный парусник в мире. Его длина — 118 м, водоизмещение — 6,34 тыс. т, высота мачт от ватерлинии — 57 м, площадь 32 парусов — 4,192 тыс. м2 .

Несмотря на почтенный возраст, «Седов» — судно с современным мощным двигателем, серьезной энергетической установкой, системой опреснения воды, новейшим радионавигационным оборудованием. Нынешний судовладелец — Калининградский технический университет.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё