Тариф «Альтернативный»: запасайтесь дешевой энергией
«Атомэнергопромсбыт» представил новый продукт — коммерческую диспетчеризацию на базе систем накопления электроэнергии. Разработанная компанией система предиктивной аналитики включает накопитель в пики потребления и в тот момент, когда оператор рынка замеряет мощность. Клиент может сэкономить на плате за мощность и электроэнергию до 1,5 млн рублей на 1 МВт.
Продукт состоит из двух частей: программной и аппаратной. Главный компонент аппаратной — литий-ионный накопитель электроэнергии. Он удобен в использовании: не выделяет водород, как свинцово-кислотный аккумулятор, и потому взрывои пожаробезопасен, не чувствителен к низкой или высокой температуре, требует минимальных эксплуатационных затрат.
Зачем нужны предсказания
Аппаратную часть «Атомэнергопромсбыт» будет покупать. Рассматривается сотрудничество с отраслевым интегратором в сегменте накопителей «Рэнера» (ранее — «Катодные материалы»). Программная часть — собственная разработка компании. Это система предиктивной аналитики, которая учитывает особенности российского рынка электроэнергии.
Для предприятий с максимальной мощностью (то есть совокупной мощностью всех электроприборов) свыше 670 кВт затраты на электроэнергию складываются, с некоторыми вариациями, из затрат на электроэнергию и мощность. С первой в целом все понятно: сколько потребили, столько оплатили. С мощностью сложнее. Оператор рынка замеряет ее раз в сутки. Но о том, во сколько был замер, предприятие узнает постфактум, по итогам месяца, когда приходит счет.
Программа предиктивной аналитики обрабатывает статистику ежечасного потребления мощности в регионе и на предприятии. Так программа выявляет часы, когда электроприборы нагружены максимально, и часы, когда оператор рынка замеряет мощность — это делается по всему региону одновременно. По этой статистике можно предсказать график нагрузки предприятия и пики в энергосистеме. Программа определит час, когда накопители должны включиться и срезать пик потребления электроэнергии и уровень потребляемой из сети мощности.
Минимальный объем для обработки — статистика за год, но лучше за два-три. Тогда искусственный интеллект выявит больше неочевидных зависимостей, точность предсказаний повысится. Эксперименты, которые «Атомэнергопромсбыт» ведет с марта нынешнего года, показали, что точность модели — 80 % и выше. Это значит, что не менее чем в 80 случаях из 100 накопитель включался бы именно в то время, когда снимались показания по мощности и был максимум потребления. «Системы хранения энергии — самое яркое воплощение энергетической гибкости», — уверен директор проектного офиса «Атомэнергопромсбыта» Алексей Нешта.
Режим работы накопителя можно настроить так, чтобы он запасал электроэнергию в период действия минимальной цены, а выдавал — в часы пикового потребления и в часы, когда оператор замеряет мощность.
Схема действий
«Атомэнергопромсбыт» устанавливает накопитель в 20или 40-футовом контейнере на территории предприятия. Накопитель настраивают, тот работает определенный период, а по итогам «Атомэнергопромсбыт» и клиент сравнивают затраты с накопителем и без и делят разницу.
«Представьте, что вам надо в сутки 40 ведер воды. В период базового потребления вы берете каждый час воду из центрального водопровода. А в часы максимального потребления, когда все жители региона берут воду и она предельно дорога, мы приходим со своими ведрами дешевой воды и продаем вам, допустим, два ведра. В час, когда оператор измеряет, сколько воды вы взяли из центрального водопровода, он видит не три ведра — ваше фактическое потребление, а одно, так как два вы получили от нас. И счет вам выставит за одно ведро. Часть экономии вы отдадите нам. Но даже так вы существенно снижаете затраты на водоснабжение. Теперь просто замените воду на электроэнергию — в этом и есть наша бизнес-модель», — объясняет Алексей Нешта.
Экономия возникает не из-за снижения количества потребляемой электроэнергии, как в устоявшейся бизнес-модели повышения энергоэффективности, а из-за уменьшения счета за мощность и электроэнергию — до 1,5 млн рублей на 1 МВт. Точная сумма зависит от применяемого в регионе тарифа.
Правда, отечественные потребители не готовы покупать накопители по 850–1200 долларов за 1 кВт·ч емкости. «В зарубежных СМИ я видел упоминания, что в продаже есть накопители по 250 долларов за 1 кВт·ч, но на российском рынке таких не встречал», — отмечает Алексей Нешта. «Атомэнергопромсбыт» рассчитывает на рост этого сегмента в будущем. А пока, чтобы привлечь клиентов, оплачивает накопитель (стойки с литий-ионными ячейками, преобразователь, блоки управления, безопасности и все необходимые инженерные системы) и несет капитальные и эксплуатационные затраты. Расчеты говорят, что все окупится: показатели экономической состоятельности проекта достаточно высоки. В нынешнем году «Атомэнергопромсбыт» установит контейнеры с оборудованием на двух пилотных площадках — в Московской и Тульской областях. Мощность каждого накопителя — 0,5 МВт мощности и 0,5 МВт·ч запасенной электроэнергии. Планы на следующий год — поставка накопителей совокупной мощностью 3 МВт.
Кому пригодится
Использование литий-ионных накопителей выгодно средним и крупным промышленным предприятиям с рваным графиком потребления и суммарной мощностью оборудования более 2 МВт — машиностроительному предприятию, швейному цеху, хлебозаводу и т. д. Обязательное условие — потребители должны оплачивать услуги передачи электроэнергии по двухставочному тарифу: передачу отдельно от мощности. Кроме того, комплекс нельзя использовать на территориях, не подключенных к ЕЭС, и за пределами оптового рынка: там другие принципы расчетов. Выгоднее всего, по словам Алексея Нешты, предложение для предприятий на юге России, где традиционно тарифы высоки.
Но потенциал у диспетчеризации шире. «Мы видим, что электроэнергия становится все дороже, а накопители все дешевле. Сейчас рынок готов использовать накопители только как аналог генерации. Это довольно грубое применение всех возможностей накопителя, примерно как забивать гвозди микроскопом. В перспективе можно внедрять и коммерциализировать другие возможности накопителей. Например, использовать их как источник бесперебойного питания и поднять класс надежности энергообеспечения», — говорит Алексей Нешта.