Вечный двигатель, плавучие города, атомная батарея: чего ждать от «Росатома» в следующие 75 лет
Для человека 75 лет — солидный возраст. А для отрасли? Что сделали атомщики за три четверти века и чем будут гордиться, отмечая 150-летие? Вот какие ответы дали сотрудники «Росатома».
Алексей Чащихин
Инженер отделения реакторного материаловедения, НИИАР
— О наших реакторах по всему миру, о ядерном щите родины, о достижениях отечественной науки. О том, как мы к этому всему пришли: как догоняли американцев после Второй мировой войны, сохраняли в 1990-е годы, нагоняли в 2000-е и наконец вышли в лидеры. Я считаю, что сейчас «Росатом» — самая успешная государственная корпорация в России и первая в своей области в мире.
Дмитрий Майников
Старший научный сотрудник лаборатории технологии выщелачивания и разделительных процессов, ВНИИХТ
— Первым делом вспоминается подвиг советских геологов, прошагавших километры нехоженой тайги в поисках урановых месторождений, труд шахтеров, металлургов и химиков, благодаря которым был создан минерально-сырьевой задел для атомной отрасли на десятилетия.
Андрей Разбаш
Начальник смены блока атомной станции, служба технологического управления, Ленинградская АЭС‑2
— Нашей стране есть чем гордиться: и первая в мире атомная станция в Обнинске, и первый в мире атомный ледокол «Ленин», и первая в мире плавучая атомная электростанция, совсем недавно введенная в эксплуатацию. Кстати, в одном из залов станции метро «Технологический институт» в Санкт-Петербурге размещен список самых важных достижений отечественной науки. Помимо перечисленных выше в нем упомянуто создание первого ядерного реактора-размножителя на быстрых нейтронах (1973), ввод в строй первой очереди Ленинградской атомной электростанции (1976) и покорение Северного полюса атомным ледоколом «Арктика» (1977). Я рад, что атомная наука не стоит на месте. Можно с уверенностью сказать, что новые достижения не заставят себя ждать. А значит, наши дети смогут увековечить на «Техноложке» еще много российских атомных прорывов.
Дария Донецкая
Руководительница проекта, Rusatom Healthcare
— Меня вдохновляет то, что «Росатом» вышел за пределы энергетики и развивает неатомные направления бизнеса. Мне кажется, людям не из нашей отрасли важно это знать, ведь для большинства мы компания, которая строит АЭС. Мало кто знает, что мы занимаемся ядерной медициной, например.
Алексей Шашков
Инженер первой категории, «Атомэнергопроект»
— В первую очередь, конечно, рассказал бы о новых блоках проекта АЭС‑2006, ВВЭР-ТОИ. Надо понимать, что в современных реалиях АЭС — один из самых экологически чистых объектов генерации электроэнергии.
Мария Галанова
Инженер отдела инженерно-технической поддержки эксплуатации, Ростовская АЭС
— Предложила бы представить железную дорогу, по которой бесконечные составы с углем направляются в чадящую топку для выработки электрической энергии. А потом представить один вагон с ядерным топливом — никакого дыма и работа станции в течение полутора лет.
Андрей Клименков
Главный специалист цеха централизованного ремонта, Ростовская АЭС
— Первым делом я бы рассказал, какой долгий путь прошла атомная промышленность: от создания атомной бомбы и гонки вооружений во время холодной войны до создания технологий, позволивших использовать атом в мирных целях. Конечно, вспоминается Обнинская АЭС, первая в мире атомная станция, запущенная в промышленную эксплуатацию в 1954 году. Теперь это объект культурного наследия. Из последних достижений хочется сказать о препаратах для ядерной медицины, лечения онкологических заболеваний. Можно вспомнить ледоколы, которые практически беспрепятственно проходят по Северному морскому пути. И это лишь малая часть того, чем гордится отечественная атомная отрасль.
Карина Кузнецова
Ведущая специалистка отдела реализации населению, «Тверьатомэнергосбыт»
— Для меня одно из самых важных достижений отечественной атомной отрасли — борьба с раком. Проекты и разработки в этой сфере, в том числе испытания препарата для лечения рака печени и промышленное производство кобальта‑60, проводились в огромных масштабах и достигли колоссальных результатов. Борьба с раком коснулась, к сожалению, и моей семьи. И я надеюсь, что достижения атомной сферы в этом направлении спасут еще не одну жизнь.
Илья Мостовой
Инженер отдела дефектоскопии металлов и технического контроля, Ростовская АЭС
— Я рассказал бы об уровне безопасности. Часто люди, которые не относятся к атомной отрасли, вспоминают аварию на Чернобыльской АЭС и спрашивают, возможно ли у нас такое сегодня. Ответ: нет, невозможно. Ведь атомная отрасль учится на ошибках, причем не только своих. Системы безопасности модернизируются, совершенствуются, изменяются в соответствии со всеми современными требованиями.
Никита Кожинов
Главный специалист группы по развитию бизнеса, маркетингу и программам ВЭ ЯРОО, ТВЭЛ
— Северный морской путь — с моей точки зрения, именно этот проект концентрирует в себе весь гений атомной отрасли: прорывные технологические решения, уникальный флот, рывок в развитии инфраструктуры российского Крайнего Севера. И более того, СМП — это глобальное эффективное логистическое решение для всего мира. Я считаю, что только такая мощная и успешная корпорация, как наша, может реализовать и развивать потенциал территории в полном объеме, не нарушая экологию.
Валерий Мищенко
Ведущий инженер по эксплуатации ЦТАИ, Смоленская АЭС
— На мой взгляд, прорывом стал ввод в промышленную эксплуатацию энергоблоков с реакторами ВВЭР‑1200. Они собрали в себе все научные достижения и при этом еще и очень красивые — сложно оторвать взгляд от этих гигантов.
Алексей Чащихин
— Сейчас госкорпорация параллельно занимается и квантовым компьютером, и робототехникой, и искусственным интеллектом, и блокчейн-системами. Никто не знает, что из этого выстрелит, но будет очень интересно.
Алексей Шашков
— Первое, что очевидно должно произойти до конца XXI века, — появление термоядерной генерации. Над этим бьются давно, и надеюсь, я увижу результат. Что касается более утилитарных вещей, то это трансформация компаний в соответствии с современными тенденциями организации производства, увеличение доли рынка, усовершенствование технологий.
Елена Орлова
Ведущая специалистка отдела по работе с персоналом, «Энергоспецмонтаж»
— «Росатом» может совершить большой скачок в ядерной медицине и стать мировым лидером в этой отрасли. Но нужно создать качественную научную базу из высококвалифицированных медицинских кадров и оборудования для работы с радиационными технологиями.
Софья Буш
Специалистка по ведению производственных заказов, дирекция на Курской АЭС, филиал «НИКИМТ-Атомстроя»
— Мир быстро меняется. Перспективными проектами, которые помогут России сохранить и укрепить лидерские позиции в развитии атомной энергетики, могут стать обеспечение безопасности атомных объектов, теплоснабжение, опреснение, новые энергоносители, высокотемпературное технологическое тепло, водородная энергетика. Также немаловажным вопросом остается технологическое развитие обращения с ОЯТ и РАО.
Елена Якименко
Эксперт ТО, дирекция на Курской АЭС, филиал «НИКИМТ-Атомстроя»
— Очень надеюсь, что именно Россия разработает и пустит в эксплуатацию атомные мусороперерабатывающие заводы — как стационарные, так и на просторах Мирового океана.
Владимир Априков
Мастер цеха централизованного ремонта, Ростовская АЭС
— Надо добиться полного внедрения реакторных установок малой мощности в энергобаланс страны и вывода из эксплуатации установок, выработавших свой ресурс. Для этого необходимо новое оборудование и технологии дезактивации и переработки ОЯТ с возможностью использования переработанного топлива в реакторах другого типа.
Мария Галанова
— Надеюсь, будет разработана атомная батарея, в которой циклы передачи энергии от ядерной в тепловую, от тепловой в кинетическую и только потом в электрическую будут сокращены до цикла ядерная — электрическая. На корпусе будут клеммы, с которых и будет сниматься электроэнергия. На таких батареях будут работать космические аппараты, которые полетят на Марс, подводные станции, а может, и подводные города. Что для этого надо сделать? Продолжать искать и пробовать разные идеи, даже те, которые сегодня кажутся нереальными.
Андрей Клименков
— Чего может добиться «Росатом»? С учетом того, как быстро мы внедряем новые технологии и улучшаем современные, — чего угодно. Вспомнить проект по созданию экспериментального термоядерного реактора ИТЭР и задачи, которые стоят перед Россией в этом проекте. Многие могут сказать, что ИТЭР — это международный проект, но его концепция, токамак, разработана в нашей стране.
Татьяна Ковтун
Экономист второй категории отдела технологического сопровождения сбыта электрической энергии, «Колатомэнергосбыт»
— Безусловно, «Росатом» будет развивать прикладные и фундаментальные науки, осваивать просторы Арктики, а может, и космоса в рамках развития космической атомной энергетики. Кроме того, я считаю, что для устойчивого развития «Росатома» необходимо сформировать энергобаланс будущего, основанный на атомной энергии и возобновляемых источниках. В этом плане Россия обладает огромным потенциалом. Мне кажется, поиск такого баланса — логическое продолжение развития госкорпорации «Росатом». Также важно продолжать развивать технологии умных городов, позволяющие разумнее использовать и перераспределять электроэнергию.
Дмитрий Шевченко
Начальник управления информации и общественных связей, Балаковская АЭС
— В следующие 75 лет «Росатом» может сделать многое. Это сверхмобильные транспортные установки, реакторы термоядерного синтеза, новейшие системы для преобразования солнечной энергии и аккумулирования электричества. Освоение Мирового океана и дальнего космоса. Что для этого нужно? Работать, развивать науку, сократить расходы на ядерное оружие, воспитать настоящего труженика атомной отрасли: созидающего, умного, умеющего решать тактические и стратегические задачи. А для этого развить образование, усилить педагогический состав, изменить идеологию при подготовке профессионалов. И много чего еще.
Игорь Малышев
Инженер-программист участка АСУ ТП ЦТАИ, Балаковская АЭС
— Замыкание ядерного топливного цикла, увеличение доли чистой атомной энергии в энергетике России, развитие альтернативных источников энергии. Для воплощения этих целей есть программы, проведены исследования, нужно только усердно работать.
Александр Школьников
Заместитель директора по экономике и финансам, «Смоленскатомэнергосбыт»
— Думаю, что «Росатом» может сформировать новый взгляд на безуглеродное будущее. Сейчас большинство видит в нем солнечную и ветровую энергетику плюс химические аккумуляторы — в частности литиевые. Однако такая энергетика нестабильна из-за зависимости от природных условий, требует увеличения затрат на сети и конкурирует за землю с сельским хозяйством. Альтернативой является атомная энергетика плюс водород как способ аккумулировать энергию. Думаю, что перспективное направление для «Росатома» — создание водородных двигателей разной мощности и электрогенераторов на водороде. Также представляю себе плавучие АЭС как основу для искусственных островов-городов и дамб для защиты от подъема уровня океана.
Андрей Разбаш
— Считаю, что нужно развивать реакторы на быстрых нейтронах и термоядерные реакторы, расширять использование ядерных технологий в космосе, сокращать объем радиоактивных отходов и серьезно заняться улучшением технологии захоронения отходов. Нам нужны хорошо продуманные технические решения, обеспечивающие надежную консервацию и изоляцию.
Василий Марковец
Начальник лаборатории радиационной безопасности, ППГХО
— Уже в настоящее время для лечения различных заболеваний, включая онкологические, все большее применение находят радиационные источники и установки, генерирующие излучение (циклотроны, бетатроны и т. д.). Разработка новых типов классических ядерных двигателей позволит использовать их на космических аппаратах с присутствием человека и сделает былью межпланетные путешествия. Созданные в «Росатоме» аккумуляторы на основе новых материалов и принципов помогут человечеству воплотить мечту о вечном двигателе. Использование ионизирующего излучения для дезинфекции, обеззараживания позволит решить многие экологические проблемы.
Владимир Шелудченко
Начальник технологической лаборатории Центральной научно-исследовательской лаборатории, ППГХО
— В последующие 75 лет «Росатом» может создать компактные высокозащищенные ядерные реакторы, которые найдут применение в ракетостроении и новых типах летающих и подводных аппаратов. Очень актуально создание нового медицинского оборудования с помощью ядерных технологий.