Как портреты рабочих «Петрозаводскмаша» попали в Русский музей
В коллекции Государственного Русского музея есть картина, которая называется «Тяжбуммашевцы». Советский художник Фолке Ниеминен написал ее в 1969 году, когда предприятие было известно как крупнейший в стране производитель установок для целлюлознобумажных фабрик «Тяжбуммаш». Свое нынешнее название завод получил лишь в 1990-е. В канун 60-летия «Петрозаводскмаша» «СР» рассказывает о создании картины как части истории предприятия.
За несколько месяцев до юбилея предприятия за исследование истории создания самой известной картины Фолке Ниеминена взялась завотделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Республики Карелия Людмила Никифорова. Она неспроста заинтересовалась полотном «Тяжбуммашевцы»: один из рабочих, позировавших художнику,— ее отец Александр Никифоров. Однако на итоговом варианте картины его нет.
Свое исследование Людмила Никифорова представила на XIV научной конференции «Краеведческие чтения», которая прошла в феврале в Национальной библиотеке Республики Карелия. В качестве источников она использовала республиканские печатные издания 1950–1970-х годов.
Пропадал в цехе неделями
Фолке Ниеминен работал над полотном больше двух лет. Будучи родом из Петрозаводска, художник давно хотел запечатлеть романтику заводской жизни. В 1960-е «Тяжбуммаш» был одним из крупнейших и передовых машиностроительных производств страны. Сначала Ниеминен написал картину «В перерыве» — портрет заводчанина с газетой. Уже тогда, вспоминал художник, ему захотелось, чтобы этот персонаж «оброс и другими». В итоге в поле его зрения попала бригада слесарей-сборщиков механосборочного цеха №1.
Фолке Ниеминен неделями пропадал в цехе, один за другим делал наброски, этюды лиц и рук. Большая их часть сейчас хранится в коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия. Наконец, когда композиция была придумана и сделан рисунок на ватмане в одну треть будущей картины, художник заперся в мастерской. Он почти не выходил из нее два с половиной месяца — ел и спал там же. Когда надо было поработать с натуры, звонил на завод, и рабочие приходили к нему в мастерскую после смены.
«Картина явилась как бы итогом моей многолетней товарищеской и, я бы сказал, творческой связи с людьми нового крупного завода бумагоделательных машин в городе Петрозаводске. Мне кажется, далеко не все понимают и чувствуют особую красоту, поэзию и своеобразную романтику заводской жизни. Современный завод — это огромный, сложнейший организм»,— говорил Фолке Ниеминен в интервью журналу «Художник».
«Это мое поколение»
Все герои картины — реальные люди. Коллектив бригады насчитывал девять человек, но художник в итоге ограничился портретами четверых. В центре он изобразил бригадира Александра Забарина в кепке, известной на заводе. На момент написания картины заводчанин учился в петрозаводском машиностроительном техникуме на вечернем отделении. На «Тяжбуммаш» пришел с Онежского тракторного завода (ОТЗ) в 1965 году. Впоследствии стал начальником цеха.
Слева — слесарь-сборщик Валентин Гришкевич, с виду суровый и серьезный, но на самом деле, вспоминали его коллеги, общительный, всегда отпускал шуточки. Тоже перешел на завод с ОТЗ, в 1964 году. После выхода на пенсию работал в службе главного энергетика Петрозаводского госуниверситета.
Справа — самый молодой из всех четверых, слесарь-сборщик Виктор Головин. На «Тяжбуммаш» пришел в 1967 году с каскада Выгских ГЭС. Работал слесарем-сборщиком, потом мастером.
Читающим газету изображен слесарь-сборщик Иван Маковецкий. На завод он пришел из Карелпотребсоюза в 1966 году. Окончил вечернее отделение автотранспортного техникума. Коллеги про него говорили, что он мог разобрать автомобиль на детали и собрать заново.
«Все они разные люди, но у них много общего — это многолетняя совместная работа, дружеские взаимоотношения, даже внешне они чем-то похожи друг на друга. Это мое поколение. Его детство озарено войной, юность возмужала в трудные послевоенные годы»,— говорил в одном из интервью Фолке Ниеминен.
О бригаде Забарина в конце 1960-х часто писали в заводской газете. В этой же бригаде работал отец Людмилы Никифоровой. Рабочий коллектив участвовал в выпуске оборудования для бумагои картоноделательных машин. Как и сегодня, завод многое осваивал первым в стране. На предприятии был изготовлен первый дефибрер, агрегат для гофрирования картона, суперкаландр, напорный ящик, продольно-резательный и поперечно-резательный станки, дисковая мельница, корообдирочный барабан.
Картина Фолке Ниеминена была признана одним из лучших произведений, посвященных рабочему классу, в российском искусстве 1970-х. В 1972 году ее приобрел Государственный Русский музей.