С чего начинается станция — все о создании ядерной инфраструктуры
Невозможно запустить АЭС в странах, которые только готовятся войти в атомный клуб, без создания ядерной инфраструктуры (ЯИ). В это понятие входит законодательная и нормативная база, система управления (госорганы, регулятор, оператор), система национальной аварийной готовности и реагирования, обучения персонала и многое другое. Не менее важно формирование позитивного отношения к атомной энергетике в стране-новичке. Помощь в создании ЯИ оказывают эксперты «Росатома».
В 2000-е годы, когда десятки стран заявили о желании построить у себя АЭС, МАГАТЭ сформулировало «Вехи по развитию ядерной инфраструктуры для атомной энергетики». Агентство выделило 19 элементов ЯИ, среди которых радиационная защита, аварийная готовность, обращение с РАО, вовлечение промышленности и т. д. Согласно требованиям МАГАТЭ, страна-новичок должна не только создать ядерную инфраструктуру, но и присоединиться к целому ряду международных соглашений в области атомной энергии. Около 30 стран сегодня думают над тем, чтобы включить ядерную энергетику в свой топливно-энергетический комплекс.
Недостаточная ядерная инфраструктура может вызвать задержку строительства объекта. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев уверен, что в странах-новичках нужно обеспечить комфортные условия для реализации проекта: поработать с общественным мнением, организовать обучение кадров, провести переговоры с местными властями. При этом в создании ЯИ задействуют ключевых участников проекта.
На стипендию «Росатома»
«Содействие в создании и развитии ядерной инфраструктуры — задача «Росатома» как ответственного вендора. Более 10 лет госкорпорация оказывает поддержку по всем направлениям, включая оценку состояния ЯИ, развитие компетенций в области атомной энергетики и ядерной безопасности правительственных структур и эксплуатирующих организаций, — рассказывает Юлия Черняховская, заместительница генерального директора по ядерной инфраструктуре «Русатом Сервиса». — Результатом нашего экспертного анализа конкретной ситуации в стране является дорожная карта развития ЯИ, которая позволит стране безопасно эксплуатировать атомный объект».
ВСЕГДА НА СВЯЗИ
Из-за эпидемической ситуации в мире работы с экспертным сообществом по оценке ЯИ для проектов сооружения АЭС в Египте и Бангладеш ведутся дистанционно, еженедельно проводят онлайн-совещания. В ближайшее время «Русатом Сервис» запустит платформу Nuclear Assistant, которая позволит заказчику получать оперативные консультации в режиме 24/7.
Проект строительства первой АЭС в Узбекистане имеет ключевое значение для развития экономики страны и повышения качества жизни населения. «Во время переговоров с руководством республики мы обсуждали не только технологический и энергетический аспекты проекта, но и ядерную инфраструктуру. Этому вопросу в числе прочих уделяется огромное внимание, — говорит Алексей Лихачев. — В прошлом году мы построили и оборудовали первый зарубежный филиал МИФИ в Ташкенте — там обучается около 100 человек. Кроме того, больше 40 человек получили стипендию госкорпорации и учатся ядерным специальностям в России».
«Важность скоординированной работы заказчика и исполнителя по созданию ЯИ должны понимать на всех уровнях: правительства, оператора, регулятора, населения. Мы ведем работы по всем направлениям ЯИ в Египте, в том числе по повышению осведомленности населения и формированию позитивного общественного мнения. И наш заказчик также осознает важность этих работ», — отметил Григорий Соснин, вице-президент АСЭ, руководитель проекта по сооружению АЭС «Эль-Дабаа» в Египте.
Тыловые и полевые
Россия, как поставщик атомных технологий, оказывает поддержку странам-партнерам по всем направлениям ЯИ, обозначенным в методологии МАГАТЭ. В отрасли в 2017 году начали формировать экспертное сообщество, в которое вошли специалисты АСЭ, «Техснабэкспорта», «Росэнергоатома», «Русатом Оверсиз», ТВЭЛ и других отраслевых компаний, а также представители МИФИ, Курчатовского института и Ростехнадзора. Курирует это направление «Русатом Сервис».
«Проделана большая работа по созданию экспертного сообщества по ЯИ — сейчас в него входит около 150 тыловых и 50 полевых экспертов (первые оказывают удаленную поддержку из России, вторые выезжают на зарубежные площадки. — «СР»). Но нужно еще больше специалистов, — говорит генеральный директор «Русатом Сервиса» Евгений Сальков. — Разработаны инструменты мотивации и вовлечения специалистов в эту работу. Люди мотивированы возможностью профессионального признания, шансом быть причастными к созданию новой отрасли за рубежом. Они могут построить карьеру в международных организациях, например в МАГАТЭ. Это важнее, чем материальная составляющая».
Сергей Васильев
Ведущий аналитик АТЦ «Росатома»
— Я отраслевой эксперт по элементу ЯИ «Аварийная готовность и реагирование», участвовал в проектах по оценке состояния ЯИ в Боливии, Замбии, в создании макета целевого состояния ЯИ. Проходил обучение в МАГАТЭ по методологии проведения INIR-миссий (INIR — комплексный обзор ядерной инфраструктуры. — «СР»). И только после ее углубленного изучения осознал, что нам нужна своя отраслевая методика, позволяющая выявлять и оценивать влияние рисков по элементам ЯИ на сроки реализации зарубежных проектов «Росатома». Я рад, что в 2019 году такая методика была создана. Она необходима для составления дорожной карты развития национальной ЯИ и выстраивания командного взаимодействия всех ключевых стейкхолдеров проекта — вендора, заказчика и регуляторов.
Ольга Головихина
Советница департамента по взаимодействию с регионами, «Росатом»
— Работаю по двум элементам ЯИ: взаимодействию с ключевыми стейкхолдерами и охране окружающей среды. Участвовала в экспертной миссии в Замбии по проекту оценки ЯИ и помогала в проекте по развитию национальной ЯИ Боливии как тыловой эксперт. Роль эксперта очень ответственная. Особенно при входе в страну, где атомная отрасль только зарождается. Например, интервью экспертов с представителями страны-партнера может только по одному элементу ЯИ проходить несколько часов, так как для них это новая сфера и они только начинают в ней разбираться. Довольно сложно установить единый формат со всеми странами-партнерами: везде своя технологическая культура, уровень развития. В каждой стране по конкретным направлениям ЯИ что-то может быть очень хорошо развито.