Фотограф Дмитрий Алимкин о работе в украинской «Энергомашспецстали»: «Производственные фото сложно делать постановочными»
Работы фотографа украинской «Энергомашспецстали» Дмитрия Алимкина часто можно встретить на страницах нашей газеты и других отраслевых изданий. Читателям нравятся фотографии сталеваров на фоне искрящего раскаленного металла. Корреспондентка «СР» поговорила с Дмитрием о том, как он переквалифицировался из экономиста в фотографа-дизайнера-видеооператора, как снимать в горячем цехе, где температура порой достигает 100 °C, и как сделать хороший производственный портрет.
— Как вы пришли в фотографию?
— До работы на «Энергомашспецстали» я 10 лет был экономистом. Но в 2009 году начался кризис, пришлось кардинально менять специализацию. Был фотографом-любителем, перешел в профессионалы. Занимался самообучением, параллельно осваивал профессию дизайнера. На ЭМСС пришел устраиваться дизайнером, но фотограф заводу тоже требовался. В то время, 10 лет назад, на предприятии проводили модернизацию цехов, появлялись новые заказы на изготовление оборудования. Вообще, многое менялось. У нас даже работники в цехе освоили несколько профессий. Станочник, например, стал еще и машинистом крана с радиоуправлением. На заводе есть центр профессиональной подготовки и переквалификации, где люди могут получать новые специальности. И я осваиваю новые направления. Недавно занялся видеосъемкой. Много лет назад мне попалась статья одного известного топ-менеджера о том, какие вызовы миру готовит цифровизация. Он рассуждал о том, что специалисту одновременно нужно будет уметь и видео снимать, и фотографировать, и писать тексты. Тогда эта мысль была для меня странной и удивительной, но теперь я понимаю, насколько тот человек оказался прав.
— Сложно было начинать, не имея опыта?
— Я довольно быстро втянулся в съемку на производстве. Поначалу не все рабочие хотели попадать в кадр. Только после того как они увидели хорошие снимки, сами стали просить их сфотографировать. Я получаю удовольствие, снимая людей, которые плавят и куют метал.
— Наверняка со многими из них вы знакомы?
— Конечно. Большинство точно знаю в лицо. Бывает, задают вопросы: научи, подскажи, как снимать, какой фотоаппарат выбрать. Если есть время, всегда даю совет.
— Производственные портреты — постановочные снимки?
— Производственные фото сложно делать постановочными. Я никогда не говорю: «Давай мы тебя чуть-чуть испачкаем сажей, и ты мне попозируешь». Как правило, в любом производственном процессе находится полминуты, когда одна операция закончилась, а другая еще не началась. В это время можно ловить момент, фотографировать. Очень важно понимать, когда нельзя отвлекать сталевара, у которого есть доля секунды, чтобы металл не застыл и можно было выбить его из специальной ложки. Я не буду говорить: «А ну-ка, подожди, повернись так, этак». Металл в это время застынет, я испорчу человеку работу. Очень важно понимать ход рабочих процессов — чтобы не влезать туда, куда не нужно, чтобы как минимум не мешать. Во многих технических особенностях я уже разбираюсь. И в ночную смену я часто оставался: снимал всю операцию, например выплавку стали, от начала и до конца. Можно сказать, что знаю и теорию, и практику.
— Тяжело снимать в горячем цехе?
— При выплавке металла, работе с горячим металлом в цехе очень жарко. Бывает, приходится работать с крупнотоннажными заготовками размером с дом, температура во время выплавки достигает 800–900 °C. Можно представить, какая жара стоит в цехе в это время. Для съемки в таких условиях, конечно, нужна огромная концентрация. Важно соблюдать меры предосторожности. Теоретически можно надеть защитный костюм, как у термистов, но двигаться тогда будет невозможно. В горячих цехах интересно снимать на широкий угол, на объектив с фокусным расстоянием 16 мм, чтобы захватить весь масштаб и летящие в разные стороны искры. Но опять же нужно следить за обстановкой, чтобы не было последствий.
— Как считаете, должен ли фотограф специализироваться только на одной теме или можно быть успешным во всех жанрах?
— Думаю, все зависит от конкретного человека. Мне нравится работать с разными темами. Например, я люблю стрит-фотографию, я ее называю по-русски: уличная фотография. В этом жанре нужна и быстрота реакции, и взаимодействие с людьми. Такая фотография носит исторический контекст. Спустя какое-то время подобные фото могут быть не только интересными и художественными, но и информативными. Потомки будут их рассматривать, выясняя детали того или иного времени. Люди — это всегда интересно. Мне нравится показывать их личность, душу через фото. Жаль, что на улицах не всегда позитивно реагируют на фотоаппарат.
— Много ли в вашем городе фотографов?
— Краматорск богат на творческих людей, в том числе и фотохудожников. Однажды мы с коллегами обсуждали, что есть в этом некий феномен. Когда в городе строили крупные машиностроительные предприятия, в том числе «Энергомашспецсталь», многие инженеры-выпускники остались здесь после института. Образованные люди росли в образованных семьях, появлялось много талантов.
— На каком атомном объекте вам хотелось бы поснимать?
— На ледоколе, идущем на Северный полюс, — это моя мечта. Хотелось бы поснимать людей, которые ходят в арктические рейсы. Понаблюдать за тем, как они работают. Увидеть океан. На АЭС тоже было бы интересно поснимать, ведь ЭМСС изготавливает много продукции для атомных станций.
— Что бы вы посоветовали начинающим фотографам, которые снимают на производствах «Росатома»?
— Нужно, чтобы человек понимал свою миссию. То, что своим трудом он может внести вклад в летопись предприятия, региона. Когда у человека есть миссия, у него появляется цель в жизни. Важно любить свою работу, относиться к ней серьезно и время от времени задавать себе вопрос: останется ли в истории этот мой снимок?