Роберто Ла Форджа: «Для истинных ученых и медиков пациенты не имеют национальности»

Итальянец Роберто Ла Форджа, основатель инновационной компании BeForPharma, в 2018 году приехал работать в Россию. Стал единственным иностранцем в команде «Росатома», которая развивает ядерную медицину. И очень полюбил выражение «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». Со своим земляком в Москве пообщался корреспондент информагентства Agenzia Nova Риккардо Риччи.

О знакомстве с «Росатомом»

В 2014 году меня как эксперта по GMP (международный стандарт, надлежащая производственная практика. — «СР») пригласила в Россию компания «Изотоп» — официальный поставщик изотопной продукции предприятий «Росатома». Речь шла об аудите одного производителя. Потом я работал консультантом по линии нескольких инициатив госкорпорации в области медицинских изотопов и радиофармпрепаратов. А в 2018 году закончил свой проект в Бахрейне, создание первого и единственного радиофармацевтического производства на базе больницы короля Хамада, и переехал в Москву, стал полноправным членом команды «Росатома».

Я был очень взволнован: впервые в моей карьере мне предстояло наблюдать за выпуском огромного объема медицинских изотопов. Работа интересная и сложная. Могу вас заверить, что немногие мои коллеги получают возможность увидеть всю цепочку производства — от сырья до радиофармпрепарата.

О жизни в России

Я медицинский химик по образованию, у меня богатый профессиональный опыт: международные проекты в области ядерной медицины в Чили и на Ямайке, в Азербайджане и Бахрейне, участие в нескольких миссиях МАГАТЭ. Каждая среда является уникальной и познавательной. Я почти два года в Москве и могу сказать, что русские люди многому меня научили: как быть терпеливым, как не выплескивать свои эмоции, как просто ждать. Представляете, насколько это сложно для итальянцев? Сейчас я чувствую себя здесь как дома, когда прихожу в офис, охранники приветствуют меня: «Бонджорно, Роберто!»

Безусловно, одной из сильных сторон здешней рабочей среды является открытая манера общения. Если людям не нравится что-то или они не согласны с вашим подходом, то так и говорят. Это не имеет отношения к невежливости или недостатку образования — прямота помогает быстрее достичь цели.

Мне очень нравится фраза, которая идеально описывает русскую душу: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». И, кстати, она точно характеризует мой жизненный опыт и подход в работе. «Шампанское» в этом контексте — мерило научного успеха.

О рынке радиофармпрепаратов

«Росатом» развивает много направлений, одно из наиболее перспективных — ядерная медицина. У госкорпорации самый богатый продуктовый портфель медицинских изотопов. Она производит и поставляет по всему миру такие сырьевые изотопы, как молибден-99, йод-131, а также перспективные лютеций-177, актиний-225 и радий-223, используемые в производстве РФП для диагностики и терапии онкологических, кардиологических, неврологических заболеваний.

Исходя из моего многолетнего международного опыта, связанного со стандартами GMP и качеством продукта, я вижу много перспективных направлений и убежден, что через несколько лет «Росатом» станет сильнейшим игроком в области РФП в мире, потому что на глобальном рынке не так много производителей, которые могут конкурировать с технологическими компетенциями госкорпорации.

О российско-итальянском сотрудничестве

В ноябре 2019 года был подписан меморандум о сотрудничестве в области науки, медицины, технологий и инноваций между регионом Апулия, общественным медицинским объединением «Онкологическая сеть Апулии», Rusatom Healthcare и В/О «Изотоп» от имени госкорпорации «Росатом», а также Сеченовским университетом.

К сожалению, коронавирус нарушил наши планы. Некоторые научные мероприятия и встречи были отложены. Тем не менее мы рассчитываем много сделать к концу года. В России я стал немного суеверным и предпочитаю не говорить о результатах заранее, дабы не искушать судьбу.

Поделюсь одной мыслью, к которой пришел спустя годы работы. Я вижу, как великолепен, глубок и многообразен этот мир. Я искренне верю, что не существуют ни географических, ни культурных, ни политических, ни иных границ для тех, кто посвящает жизнь науке, медицине. Для истинных ученых и медиков пациенты не имеют гражданства или национальности. Я счастлив, что в высших эшелонах власти есть люди, которые доверяют ученым и готовы поддержать их инициативы, способствуя достижению глобальных целей.

О будущем ядерной медицины

Мировая ядерная медицина — очень динамичная отрасль, которая ежегодно создает инструменты и технологии для диагностики и лечения онкозаболеваний. Еще пять лет назад мы не ожидали такого бурного роста радиофармацевтического сектора и совсем не представляли, что этот сектор начнет успешно преобразовываться в форму классического фармацевтического бизнеса.

Конкуренция на рынке РФП возрастает с каждым годом. Приходят новые компании, со своими ноу-хау. Есть множество радиофармацевтических средств и на стадии НИОКР, и на стадии клинических исследований. Я надеюсь, что врачи и физики в самом скором времени получат новое оружие против рака. И у тех компаний, которые хотят идти в ногу со временем, нет времени для глубоких размышлений и анализа. Сейчас надо действовать.

Конечно, нельзя не учитывать сложность радиофармацевтического сектора медицины — вы работаете с радиоактивным продуктом — однако всегда есть возможность улучшать качество продукции и ее безопасность. Это задача первостепенная для всех: от производителей сырья до специалистов в радиофармацевтической лаборатории. На мой взгляд, «Росатом» много сделал для решения этой задачей, в том числе в рамках своей стратегии устойчивого развития. Среди 17 целей устойчивого развития ООН есть «хорошее здоровье», и радиофармацевтический бизнес способствует достижению этого.

Учитывая бурное развитие международной деятельности «Росатома», я надеюсь, что буду и дальше развивать наше плодотворное сотрудничество — возможно, где-то в Европе, например в Италии.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: