Владимир Попов: «Раньше контроль выполняли люди, теперь машины»
В прошлом году «Атомэнергоремонт» открыл центр неразрушающего контроля. В нем проводят контроль металла и оборудования с применением автоматизированных систем. В России пока немногие компании оказывают подобную услугу. О том, как предприятие планирует завоевывать зарубежные рынки и какую компетенцию нужно добавить в отраслевой чемпионат профмастерства AtomSkills, рассказывает замглавного инженера по неразрушающему контролю и выводу из эксплуатации «Атомэнергоремонта» Владимир Попов.
— Чем занимается новый центр?
— Всеми видами контроля, но ставку делаем на редкий в России контроль с применением автоматизированных систем. В центре работают около 30 специалистов, аттестованных на право проведения автоматизированного контроля по специализированным методикам. То, что мы освоили эти методики, поможет нам закрепиться на российском рынке и выйти на зарубежные площадки.
— Что такое автоматизированный контроль?
— Неразрушающий контроль с помощью механизированных манипуляторов. То есть раньше любой контроль выполняли люди, а теперь это могут делать запрограммированные под определенные действия машины. Такие манипуляторы обслуживают три-пять человек в смену. Для каждого заказа персонал вводит индивидуальные настройки под определенный объект — например, корпус реактора, парогенераторы, главные циркуляционные насосы или технологические трубопроводы.
Хорватский мост на внешний рынок
— Какие задачи головная компания ставит перед центром?
— У нас сейчас две главные задачи. Во-первых, освоить системы автоматизированного контроля, которые уже существуют на АЭС. Во-вторых, разработать собственные системы автоматизированного контроля на базе конструкторского бюро «Уралатомэнергоремонта».
— Когда вы собираетесь выходить на зарубежный рынок?
— В апреле 2020 года специалисты нашего центра будут выполнять контроль металла оборудования и трубопроводов энергоблоков № 6 и 7 Нововоронежской АЭС. Ранее эту работу делала хорватская компания HRID. Нас заинтересовали их разработки, опыт по изготовлению комплектующих и запасных частей на собственном производстве. И сегодня мы ведем переговоры о покупке компании HRID, уже готовим документы. Благодаря этому как раз и планируем выйти на зарубежные рынки. Ведь HRID напрямую взаимодействует с американской компанией Westinghouse, французской Orano и другими зарубежными организациями.
— О какой прибыли идет речь, если покупка состоится?
— По нашим подсчетам, это принесет 150–200 млн рублей дополнительно к традиционной выручке «Атомэнергоремонта». Также ожидается, что в результате объединения с компанией HRID мы будем получать примерно на 1,5–2 млн евро больше за счет контроля металла и оборудования на энергоблоках зарубежного дизайна.
— Когда планируете завершить сделку с хорватами?
— Мы должны согласовать условия сделки к декабрю 2020 года. А покупка должна состояться до середины 2021 года.
На компетенцию больше
— Сколько у вас заказчиков?
— В этом году запланированы работы на блоках № 6 и 7 Нововоронежской АЭС, на блоке № 5 Ленинградской АЭС и на блоках № 1 и 2 Белорусской АЭС. Далее по мере строительства будем выходить на зарубежные проекты «Росатома» — АЭС «Руппур» в Бангладеш, «Пакш‑2» в Венгрии, «Аккую» в Турции и др.
— В 2018 году компетенция «Неразрушающий контроль» впервые появилась на национальном чемпионате WorldSkills. Вы участвуете в подобных турнирах?
— В этом году мы впервые заняли 1-е и 2-е места на дивизиональном чемпионате REASkills. Далее планируем занять первые места на отраслевом чемпионате AtomSkills. Подготовке уделяется очень большое внимание, заинтересованы все — от самих участников до генерального директора «Атомэнергоремонта». Также в этом году мы хотели бы инициировать на уровне отрасли введение новой компетенции — «Автоматизированный неразрушающий контроль». Это поможет и в подготовке персонала, и в создании имиджа «Атомэнергоремонта» как передовой компании.
— Каким вы видите центр через пять лет?
— Нам хотелось бы, чтобы он стал отраслевым центром неразрушающего контроля, который объединит все наработки атомщиков в данной области. Чтобы «Атомэнергоремонт» выполнял не менее 80 % работ по контролю в контуре «Росатома». А также чтобы персонал компании был задействован в процессах предприятий топливно-энергетического и оборонного комплексов и смежных отраслей.