Удаленка в России и в «Росатоме»: статистика и впечатления
В начале апреля социологи Ipsos опросили 1000 жителей городов-миллионников по поводу удаленной работы. В микроопросе «СР-курьер» свою позицию высказали главы пресс-служб компаний «Росатома».
Судя по опросу Ipsos, 78% опрошенных видят недостатки в удаленной работе. Чаще всего (34,5%) люди жалуются, что не могут сосредоточиться на работе, поэтому ее эффективность падает. Вторая по частоте проблема (33,8%) — сложности с разграничением рабочей и личной жизни. Третья (32,9%) — плохо оборудованное рабочее место, маленький экран ноутбука, отсутствие принтера или сканера.
Почти столько же опрошенных пожаловались на то, что «тяжело работать, когда дети и семья рядом» (32,1%), «все рабочие процессы затягиваются, труднее о чем-то договориться» (31,9%), «не хватает личного общения с коллегами, клиентами» (30,3%).
Главный плюс от удаленной работы, который отметили три четверти респондентов (76%), — возможность не тратить время на дорогу. В топ-пять преимуществ удаленной работы вошли также экономия денег (64%), гибкий график работы (59%), возможность просыпаться позже (55%), тратить больше времени на домашние дела (53%).
Чтобы проверить, совпадает ли среднероссийский результат с настроениями в отрасли, мы опросили глав 10 пресс-служб предприятий «Росатома». В целом ответы совпали. Самое главное позитивное впечатление атомщиков от удаленки — то, что ее вообще удалось наладить, так ответили 60% опрошенных. Среди минусов — более низкая скорость взаимодействия и его результативность — о ней сообщили 30%.
Приведем самые яркие, на наш взгляд, высказывания участников.
Андрей Тимонов, «Росэнергоатом»: «Сразу стало понятно, кто из сотрудников готов работать без постоянного контроля и кто готов принимать самостоятельные выверенные решения».
Александр Федотов, «Русатом Хэлскеа»: «В части организации непосредственной работы проблем я не обнаружил, в части организации бюрократических процедур на сегодняшний день работа еще не отлажена, но я убежден, что все возможно».
Дмитрий Грызунов, «Атомэнергомаш»: «В целом удаленка в нашем случае – не катастрофа, многие вопросы можно решать в режиме онлайн и посредством видеоконференций. Тем более, что взаимодействие с предприятиями в других регионах так обычно и происходит. В тоже время личный контакт с сотрудниками, контрагентами, собеседниками важен, поэтому определенные сложности есть. Кроме того, карантин в Москве и других городах сильно влияет на скорость реализации многих проектов, в том числе к 75-летию отрасли».
Нина Деменцова, АСЭ: «Видеосовещания — не самый удобный и приятный формат: трудно разговаривать, не до конца понимая реакцию собеседника. Это минус. Но мы быстро адаптировались, перестроились, продемонстрировали гибкость мышления, не растеряли темп. А это плюс. Наши близкие тоже стали невольными «жертвами» того, что офис переехал в квартиры, но и это пережили».
Анна Ермилова, РАСУ: «Работа из дома никогда ранее не поощрялась, удаленные совещания проводились редко, лучшим способом принять то или иное решение была очная встреча. Научиться работать удаленно нам пришлось буквально за неделю. Порадовало то, что технически мы были к этому готовы, и что удаленная работа не разрушила связи в коллективе. Но я по-прежнему считаю, что удаленка – не самый эффективный способ организации труда. Поэтому чем раньше мы вернемся к нормальной жизни, тем лучше».
Александра Юстус, «Техснабэкспорт»: «Наш график при переходе на удаленную работу не поменялся: мы также начинаем рабочий день с девяти утра. Все совещания проходят удаленно — конечно, это оптимизирует рабочее время. Но теперь гораздо больше времени проводишь за компьютером».
Олег Бочкин, РАОС: «Для меня лично очень важно, что в эти сложные дни РАОС по-настоящему стал единой командой. Мы все помогаем друг другу. Из негативных впечатлений могу отметить, что немного снизилась общая деловая активность. Надеюсь, что уже в ближайшее время эта пауза прекратится и мы возобновим нашу работу в полном объеме».
Владислав Казаков, ОТЭК: «Как-то вышел на пять минут на балкон, возвращаюсь, а на столе записка от жены: «Заходила к тебе на работу, хотела позвать на обед, жаль не застала». Самое ужасное — можно с утра заглянуть в комп проверить почту и так заработаться, что очнуться только ночью от дикого голода».