Как эпидемии помогают экономическому росту

Оценив долгосрочные последствия мировых эпидемий, экономисты пришли к неожиданным выводам. Например, бушевавшая в XIV веке черная смерть не только унесла жизни половины населения Европы, но и дала сильный толчок экономическому росту. Профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики Константин Сонин на онлайн-лекции, организованной премией «Просветитель», рассказал, как эпидемии меняли мировую экономику и почему сидеть дома не только безопаснее, но и выгоднее. «СР» сделала выжимку лекции. 

Испанка — этим гриппом в 1918 году переболели 500 млн человек, из них 50 млн погибли. Болезнь была мало похожа на бушующий сейчас коронавирус. Испанка в основном поражала людей в возрасте от 18 до 44 лет. Поэтому, например, потери мобилизованных после Первой мировой войны в армиях были очень высокими.

Испанка

Экономический эффект испанки лучше всего отражают данные США, так как на территории этой страны не велись боевые действия в Первую мировую и не было затронуто мирное население. В среднем занятость людей в промышленности в США в то время упала на 23%, на 18% снизился выпуск продукции. Экономисты обнаружили также, что последствия эпидемии были меньше в тех местах, где с ней жестче боролись — вводили карантины, запрещали несущественный бизнес. В штатах, где действовали такие меры, падение занятости в промышленности и выпуска продукции было не таким значительным. Причем смертность от обычного ежегодного гриппа в 1917 году положительно коррелирует со смертностью от испанки в 1918-м. По всей видимости, дело в качестве здравоохранения: где оно лучше, там относительная смертность на тысячу населения была значительно ниже.

Еще одна широко известная эпидемия — вспышка Эболы. Эта болезнь куда более смертоносная, чем коронавирус, однако хуже распространяется. Большинству стран удалось с ней справиться, просто не впуская людей с диагностированной инфекцией в страну.

Рассматривать экономический эффект Эболы интереснее всего по данным трех африканских стран: Гвинеи, Либерии и Сьерра-Леоне. Несмотря на то что там было много случаев заболевания и очень высокая смертность, экономический спад оказался небольшим. Причем в начале вспышки Эболы специалисты предсказывали падение ВВП на 200%, по ходу развития эпидемии эта цифра снизилась до 10–15%, а в итоге экономические потери оказались еще меньше.

Эбола

Самая известная эпидемия прошлого — чума XIV века, или черная смерть. По некоторым оценкам, от нее умерло от 30 до 60% населения Европы. С этой эпидемией связана загадка экономического роста в Европе. В XIV веке экономика Западной Европы начала развиваться быстрыми темпами, производительность труда при этом осталась прежней. В период начала роста не было никаких существенных изобретений, не было промышленной революции. Но что же произошло? Ведь другие страны, схожие по уровню жизни и развитию промышленности не показывали в то время такого феноменального развития экономики. Некоторые исследователи считают, что причиной стала как раз бушевавшая в Европе эпидемия чумы. Она перевела экономику в новые условия: резкое количество смертей вызвало дефицит на рынке труда, возросли цены на труд и, соответственно, зарплаты. Доходы европейцев выросли.

Кризис 2020 года начался с того, что Китай ограничил передвижение внутри страны. Потом соседние страны начали вводить ограничения на пересечение границ и карантины — многие предприятия, магазины, кафе и рестораны закрылись. Спрос на товары вынужденно упал, снизились доходы. Развитие экономического кризиса особенно хорошо видно по количеству обращений на биржу труда. Пока что единственная страна в мире, которая предоставляет данные об обращениях на биржу в последние недели, — это США. Во время мирового экономического кризиса 2008 года в Штатах на биржу труда в неделю обращались 500–700 тыс. граждан. Это был самый высокий показатель в период с 2004 по 2020 год. В последнюю неделю марта этого года в США подано 6,6 млн заявлений. Еще никогда в истории экономический кризис не развивался так быстро. Однако даже несмотря на снижение активности экономики, отказ от введения карантина означает не только человеческие потери, но и потери экономические. Американские ученые, используя эпидемиологические сценарии, подсчитали выгоды от социальной изоляции. За три-четыре месяца умеренных карантинных мер, начавшихся в конце марта, к 1 октября в США удастся спасти 1,7 млн жизней. Экономическая выгода от социальной изоляции составит около 8 трлн долларов, или 60 тыс. долларов на семью в США. Сидеть дома не только безопаснее, но и выгоднее.

Лекцию можно посмотреть здесь.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: