Где готовят персонал для новых ледоколов и как «Арктика» прошла под неразводным мостом – в интервью с Сергеем Айзиновым
Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова — единственный в мире вуз, который готовит инженеров всех специальностей для эксплуатации гражданских атомных судов. Директор Института дополнительного профессионального образования Сергей Айзинов рассказал, над чем работает Центр морских арктических компетенций на базе «Макаровки» и как новый ледокол «Арктика» прошел под питерским неразводным мостом.
Имени капитана Соколова
— В октябре 2018 года открылся центр компетенций для подготовки экипажей новых ледоколов ЛК-60. Расскажите о его работе.
— В 2019 году повышение квалификации прошли 109 человек, все — сотрудники «Атомфлота» с опытом работы на атомных ледоколах предыдущих проектов. Сейчас они проводят ходовые испытания головного ледокола «Арктика». В этом году мы подготовим 150 человек, и количество выпускников будет расти по мере ввода универсальных атомных ледоколов в эксплуатацию. Мы увеличим количество рабочих мест на функциональном тренажере, который моделирует центральный пост управления судовой ядерной энергоустановки. Пригласим преподавать специалистов, работающих на строительстве ледоколов. Откроем аудиторию с оборудованием для видео-конференц-связи и объединим Центр морских арктических компетенций с «Атомфлотом» в Мурманске, дирекцией по управлению Севморпути в Москве и группой наблюдения за строительством атомных ледоколов на Балтийском заводе в Петербурге.
— И эта аудитория будет посвящена капитану атомохода «Ленин» Борису Соколову.
— Да, в аудитории будут плакаты с информацией о капитане и его достижениях. Нельзя забывать о поколении, которое заложило фундамент для нашей сегодняшней работы. Кстати, Борис Соколов — выпускник «Макаровки». Он окончил судоводительский факультет в 1950 году.
— Специалистов для работы на атомных ледоколах готовит не только центр компетенций, но и сама академия?
— На факультете судовой энергетики есть подготовка по специальностям «эксплуатация судовых ядерных энергетических установок» и «эксплуатация электрооборудования и автоматики судов с ядерными энергетическими установками». После второго курса можно идти в «ядерную» группу. Но, как выяснилось, такая система подготовки неэффективна. Из 30 человек, выпускающихся по этим специальностям ежегодно, в «Атомфлот» идут работать один-два. Поэтому мы изменим систему подготовки — сделаем ее фокусной. Упраздним «ядерную» специализацию, выстроим обучение в рамках системы дополнительного профессионального образования. Выпускники высших мореходок смогут получить дополнительную подготовку на базе Центра морских арктических компетенций. Длительность дополнительного обучения находится в стадии проработки.
— Когда, по вашим оценкам, появится массовое безэкипажное судоходство?
— Я скептически отношусь к перспективам внедрения безэкипажного судоходства в ближайшие 30 лет. Суда, которые строятся сейчас, без экипажа работать не смогут, а срок их эксплуатации — 20–30 лет. Думаю, если полный переход когда-нибудь и произойдет, то в очень далеком будущем. Наверное, тогда же, когда и всех преподавателей в учебных заведениях заменят роботы.
Метр под мостом
— «Макаровка» сотрудничает с «Росатомом» и в других направлениях?
— Да, университет занимается навигационным тренажерным моделированием захода судов различного класса в порты России. Наши тренажеры позволяют рассчитать движение судов с учетом ветра, течения, маневренных качеств. Консультантами привлекаем опытных лоцманов. Так, мы смоделировали и провели расчеты выхода головного ледокола «Арктика» на ходовые испытания от причальных стенок Балтийского завода. Убедились, что судно может безопасно пройти под новым неразводным мостом Западного скоростного диаметра.
— Какой зазор был между верхней точкой надстройки ледокола и мостом?
— Около метра. На Балтийском заводе даже обсуждали, не снять ли антенну с мачты, чтобы судно гарантированно прошло. Но это дополнительные расходы. После наших расчетов стало ясно, что осадки судна при определенных гидрои метеоусловиях достаточно, чтобы оно спокойно миновало мост. Результаты представили руководству Балтийского завода и капитану морского порта Санкт-Петербург, который отвечает за безопасность судоходства.
— Будете делать такие же расчеты для серийных ледоколов ЛК‑60 — «Урала» и «Сибири»?
— Достаточно расчетов по головному ледоколу. Кстати, одновременно мы проводили расчеты и для атомного лихтеровоза «Севморпуть», который пришел в Петербург на доковый ремонт на Канонерском заводе. Суда таких размеров никогда не подходили к причалам «Канонерки», надо было оценить риски. Беспокоила длина судна, 260 м, и высокая надстройка. При сильном боковом ветре и небольшой скорости «Севморпути» управляемость могла снизиться. Мы просчитали, при каких условиях он безопасно зайдет в порт. Все прошло хорошо.