Какие проблемы и проекты в фокусе внимания создателей отечественного ядерного топлива

Рассказывает Леонид Карпюк, гендиректор отраслевого центра топливной науки — ВНИИНМ им. Бочвара.


— Какие проекты ключевые для ВНИИНМ и какие результаты по ним достигнуты за 2019 год?

— Институт продолжал исследования в рамках проектного направления «Прорыв». 18 сборок с МОКС-топливом, разработанным и изготовленным под нашим научным руководством, загружены в реактор на Белоярской АЭС.

При непосредственном участии наших специалистов изготовлено и смонтировано на Сибирском химкомбинате оборудование для остекловывания жидких радиоактивных отходов от переработки регенерированного урана зарубежного происхождения.

Еще одно направление, оно появилось в прошлом году, — ​топливо для перспективного жидкосолевого реактора. Уже проведен анализ технических предложений по переработке топлива ЖСР, включая схемы для композиций на основе несущих солей FLiNaK и FLiBe. Есть предварительная оценка времени рециклирования актинидов в ЖСР, потребности в исходных материалах для производства топлива и объема отходов ЖСР. Создана установка синтеза фторидов актинидов. Синтезированы и охарактеризованы весовые количества фторидов урана, нептуния и плутония. Продолжается работа над толерантным топливом.

— Расскажите об этом подробнее.

— Мы разработали технологию изготовления полномасштабных оболочек из циркониевого сплава Э110 с хромовым покрытием, аттестовали методики контроля качества покрытия. В исследовательском реакторе МИР испытываются ТВС с несколькими вариантами толерантного топлива: с оболочками из циркониевого сплава Э110 с покрытием, с оболочками из сплава 42ХНМ, снаряженные как штатным топливом, так и инновационным высокоплотным уран-молибденовым топливом. А в декабре на НЗХК были снаряжены полномасштабные хромированные твэлы и твэлы из 42ХНМ. Этими твэлами были укомплектованы ТВС, установка которых в активную зону запланирована в этом году.

Получая экспериментальные данные по поведению новых видов топлива, покрытий и сплавов под облучением, мы сразу их анализируем и совершенствуем материалы.

Но мы занимаемся не только топливом. Сверхпроводники — еще одно важное направление. По международному контракту с ЦЕРНом в рамках проекта Кольцевого коллайдера будущего, FCC, разработаны образцы ниобий‑3-оловянных стрендов с разными конструкциями и легированием. Достигнута требуемая плотность критического тока стренда в магнитном поле. Мы начали наращивать потенциал в области высокотемпературной сверхпроводимости. Изготовлена опытная партия керамических мишеней различного химического состава для напыления ВТСП-слоя. Начата разработка принципиально новой, более производительной и экономически эффективной технологии изготовления ВТСП второго поколения.

— Отраслевая наука в основном прикладная, но некоторые институты ведут и инициативные фундаментальные исследования. ВНИИНМ к ним относится?

— Наш институт работает на стыке фундаментальной и прикладной науки. В советское время обязанности были распределены: за фундаментальные исследования отвечали академические институты, за прикладные — отраслевые. Результаты институтов АН передавались в институты отрасли, которые занимались инжинирингом и внедрением в производство. Сейчас этого научного моста нет. Поэтому приходится рассчитывать в большей степени на свои компетенции. Инициативные исследования мы проводим. На этот год уже сформирован перечень проектов, одобренных научно-техническим советом института. Но раскрывать подробности рано, дождемся результатов.

— Омоложение кадрового состава отраслевых НИИ — одна из важнейших задач трансформации научного блока. Как привлекаете молодежь во ВНИИНМ?

— Откровенно говоря, с кадрами в науке сейчас тяжело. На рынке труда есть более высокооплачиваемые вакансии, которые требуют меньших умственных способностей и затрат сил, чем научная деятельность. Конечно, можно верить, что ученый по призванию не гонится за деньгами, для него главное — удовлетворение собственного любопытства. Но для ученого, как и для любого человека, важно чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне. И этот вопрос должен находиться в постоянном фокусе руководства института.

У нас растет зарплата. Средняя зарплата научных сотрудников за 2019 год достигла 130 тыс. рублей. Работает программа наставничества, целью которой является не только подготовка преемников на ключевые должности, но и информирование молодых сотрудников об их перспективах и возможностях. С этого года начнем реализовывать жилищную программу — для ключевых специалистов, кандидатов, докторов наук и для молодежи. В этом году мы почти в два раза увеличим затраты на обучение, особенно на повышение квалификации и английский язык.

Руководство института должно создать условия для того, чтобы сотрудники эффективно работали. В первую очередь это касается оснащения. Для нашего института это принципиально важная задача. В прошлом году была сформирована программа технического перевооружения на сумму более 1,1 млрд рублей. Мы приводим в порядок и помещения, и площадку. Ежегодно институт тратит порядка 50 млн на ремонт. В ближайшие два-три года у нас будет новый конференц-зал. Имеющийся уже морально и физически устарел. Это необходимость, учитывая, что с каждым годом растет количество семинаров и конференций, которые проводятся в институте.

— Какие научные мероприятия институт планирует провести в этом году?

— Традиционно мы проводим конференцию «Материалы ядерной техники» и семинар «Обращение с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами в замкнутом ядерном топливном цикле». В прошлом году впервые провели семинар по сверхпроводимости с привлечением ключевых специалистов страны. За последние 10 лет это было первое подобное мероприятие, посвященное как низкотемпературным, так и высокотемпературным сверхпроводникам. Мы планируем ежегодно проводить этот семинар, по результатам которого будет вырабатываться программа развития направления.

— Расскажите о финансовых итогах работы ВНИИНМ в 2019 году и планах на 2020-й.

— С точки зрения финансового обеспечения институт чувствует себя достаточно уверенно. Если в 2018 году мы впервые достигли выручки 4 млрд рублей, то в 2019-м перевалили за 4,5 млрд. А на этот год прогноз по выручке — 4,7 млрд. При этом 85 % суммы уже подтверждено сверками с заказчиками.

Важно то, что положительная динамика у нас сохраняется. Портфель заказов на 2021 год составляет 5 млрд, и 72 % подтверждено заказчиками.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: