Первые результаты объединения проектного блока

Идея объединения проектных институтов родилась из практического вопроса: хватает ли ресурсов у наших проектировщиков, чтобы разработать в срок документацию по всем проектам строительства АЭС? В поисках ответа была запущена программа «Развитие системы проектирования АЭС с реакторами ВВЭР».

Программу запускали, когда у «Росатома» сформировался портфель зарубежных контрактов и выяснилось, что требования к проекту по российским стандартам отличаются от требований иностранных заказчиков. Во втором случае более жесткие требования не только к уровню проработки решений, но и к самим процессам проектирования, управления требованиями и конфигурацией, качеством, рисками, а также к другим аспектам проектирования.

Внимательно и бережно

Программа «Развитие системы проектирования АЭС с реакторами ВВЭР» не привязана к конкретному проекту АЭС или институту. Она трансформирует и унифицирует сложившиеся процессы проектирования, методологические основы, модели и формы. При необходимости — создает новые. Новые процессы накладываются на производственную деятельность Объединенного проектного института, ОПИ.

Разработали программу руководители и сотрудники ОПИ при поддержке топ-менеджеров «Росатома» и инжинирингового дивизиона — всего 279 человек. Директор проекта — первый вице-президент АСЭ, директор Объединенного проектного института Рубен Топчиян.

В течение прошлого года участники программы вели аудит проектирования во всех институтах (в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде), чтобы выработать согласованное понимание того, как правильно организовать процесс проектирования.

Работа ведется по 11 направлениям (см. «Проекты программы»). В результате должен сформироваться сквозной методологический каркас, на котором будет строиться работа всех проектных институтов. Последовательность работ, точки контроля качества, график, планирование и настройка ИТ-архитектуры будут сквозными во всех институтах, вошедших в ОПИ. Цель — автоматизировать проектирование и сделать его более качественным.

Внимательно и бережно — это главные принципы, которыми руководствуется проектный офис программы. «Приведу аналогию, — ​комментирует директор программы развития ОПИ, руководитель проектного офиса «Развитие и реализация ВОО-проектов» «Росатома» Андрей Виляев. — ​Группа опытных альпинистов должна покорить 30 вершин за заданное время. Они взяли оборудование, груз, определили маршруты. Можно перераспределить груз и изменить маршрут, но если альпинисты будут метаться и при этом им будут периодически предлагать новое, непроверенное оборудование, то страшно подумать, что может случиться с нашими альпинистами. Мы не вправе предлагать проектировщикам неготовые решения и пути, чтобы потом переделывать и ставить под риск реализацию отдельных масштабных проектов». То есть к станциям, проектирование которых находится на продвинутой стадии, нововведения применяться будут ограниченно, чтобы не нарушать сложившийся порядок.

АЭС в Узбекистане — первый проект, на котором обкатывают усовершенствованные процессы и новые инструменты. У руководства нет иллюзий по поводу того, что проектировщики, которые раньше работали одним способом, легко адаптируются к другому, но более чистого листа на сегодня нет.

Как это работает

В этом году программы будут дорабатываться, результаты договоренностей — внедряться. Возьмем для примера два связанных между собой направления — «Управление ресурсами» и «Управление сроками, календарно-сетевое планирование и отчетность».

По второму направлению проанализировали, какова практика создания графика работ и что в ней надо менять. Оказалось, что у графиков разная степень детализации (от одной до нескольких сотен страниц), поэтому собрать их и понять, на каком этапе находится проект, — ​непростая задача. Как графики между собой коррелируют, знает только руководитель проекта станции. Раньше считалось, что этого достаточно. Сейчас — нет. «Получается, что контроль срока зависит исключительно от личности. Но если мы строим станцию за 10–20 млрд долларов, роль личности должна сводиться к минимуму. В противном случае мы не сможем без участия этой личности совместить графики и понять, где мы находимся, что уже сделано, а что нет, почему не сделано и что для этого нужно», — ​объясняет Андрей Виляев.

Полная картина требует единообразия данных. В 2019 году участники проекта разработали стандартизированный график, на котором стало понятно, какие работы, в какой последовательности и в какие сроки должны выполняться.

Специалисты, занимающиеся управлением ресурсами, обосновали, сколько человеко-часов требуется на выполнение той или иной работы, сотрудники с какими компетенциями должны ее выполнять. На основании статистики и мнения экспертов были сформированы нормативы. Статистика будет накапливаться, нормативы — актуализироваться.

Еще одна задача — создать ресурсные профили по каждому проекту будущих АЭС и каждому институту и вывести консолидированный — по ОПИ. Ресурсный профиль — это количество проектировщиков с указанием требований к специализации, текущей и планируемой занятости, нормативов трудозатрат.

Ресурсные профили — инструмент управления. Они дают прогноз пиковых нагрузок и дефицита специалистов, позволяя загодя этот дефицит нивелировать. Например, обучить сотрудников со смежными навыками, привлечь субподрядчиков, подыскать специалиста и взять его в штат. Наконец, можно проанализировать график и выяснить, за счет наложения каких работ сформировался пик потребности, затем скорректировать график, если в него закралась ошибка, или сдвинуть срок подготовки того или иного документа.

«Если у нас не хватает, например, электриков в Москве, мы смотрим, можно ли подключить электриков из Питера. Если один проект в приоритете, потому что по нему выпущено постановление правительства, и срок сдвинуть невозможно, мы смотрим на параллельные проекты. И если отношения с заказчиком позволяют передоговориться о сроке и снизить пик потребности, то мы идем и передоговариваемся, а потом занимаемся проектом уже с учетом управляемой задержки», — ​объясняет Андрей Виляев.

Постепенно проектировщики начинают пользоваться ресурсным профилем как инструментом, обсуждать полученную картину и принимать управленческие решения, накапливать статистику по выполненным работам.

Педагогический эффект

К разработке программы и обсуждению возможностей оптимизации проектирования привлекли молодых проектировщиков. Вместе с руководителями производственных и функциональных подразделений они участвуют в совещаниях, накапливают информацию, получая не только навыки проектирования, но и управленческие компетенции. Именно в этих людях Андрей Виляев видит будущих высококвалифицированных специалистов, менеджеров, которые смогут повысить эффективность и качество процессов, возглавят отдельные направления: «Наши сотрудники на проекте «Ханхикиви», например, тесно общались с финским заказчиком и регулятором, одним из самых требовательных в мире. Благодаря новому опыту они пересмотрели подход к проектированию, управлению ходом работ. Выросла целая плеяда специалистов, которые уже пошли на руководящие позиции».


ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ

Название Цели Результаты на конец 2019 года
«Типизация и унификация» Ввести в использование библиотеки типовых проектно-конструкторских решений и строительных технологий, унифицированных материалов и оборудования.  
Типизировано 60 % систем ядерного острова, что составляет 15 % стоимости пускового блока АЭС (94 системы в «Атомэнергопроекте», 49 систем в «Атомпроекте»).  
В рамках унификации оборудования разработано 37 типовых технических требований (ТТТ).  
Разработан 61 типизированный технологический процесс.  
Стартовала типизация материалов — завершена разработка ТТТ на шесть основных групп материалов.
Объединенные проекты «Справочники и структуры данных» и «Интеграция информационных систем. Проблематика и решения» Разработать единые справочники, встроенные в информационную систему. Создать единую структуру хранения и обмена данными между информационными системами, в том числе разных проектов. Нормализированы проектные справочники в первоначальном объеме и направлены для загрузки в СУИД проекта АЭС в Узбекистане.  
Первоначальный набор справочников для систем проектирования загружен в текущую ЕОС НСИ.  
Реализованы интеграционные решения СУИД и ИС закупок (СИО) и управления несоответствиями («Атомэксперт»).  
Создан инструмент пакетной передачи данных по ВОР, спецификаций оборудования и материалов баз данных по WBS между СУИД и TCM NC.  
Разработано техническое задание на создание инструмента прямой интеграции TCM NC и ИС организаций «Росатома».  
Оцифрованы проектные каталоги по трубопроводам, архитектуре, кабельной продукции в ЕОНКОМ в объеме плана на 2019 год.
«Методология проектирования» Сформировать единые подходы к созданию правильной и доказуемой технологической последовательности проектирования.  
Предложена концепция управления процессом проектирования, включая основные этапы и точки контроля, распределение ролей и полномочий в ОПИ (целевое состояние).
«Развитие инструментов проектирования и систем взаимодействия с заказчиком» Повысить производительность проектировщиков за счет оптимизации функционала информационных систем проектирования.  
Проведен аудит ИТ-ландшафта ИС проектирования. Идет доработка ИС согласно утвержденному плану-графику устранения замечаний по результатам аудита.  
Реализованы мероприятия по повышению быстродействия СУИД SPF (увеличение на 20 %).  
Оснащение парка компьютерной техники проектного блока и закупка лицензий на основное ПО.  
По лучшим практикам разработана и согласована конфигурация ИТ-систем проектирования для АЭС в Узбекистане.  
Выбрана целевая ИС в части строительных и электротехнических САПР для конфигурации ИС проектирования для АЭС в Узбекистане. Идет проработка вариантов для целевой СУИД.  
Утверждена целевая ИС календарно-сетевого планирования.  
Утверждена со статусом «временная» целевая ИТ-архитектура этапа проектирования в ОПИ.
«Управление качеством» Обеспечить единство подходов к управлению качеством в рамках ОПИ и встроенный контроль качества при выпуске проектной документации.  
Определены показатели качества проектной продукции, методика измерений.  
Проведена диагностика состояния процесса управления качеством. По результатам разработана программа действий.  
Реализован пилотный проект внедрения контроля качества. Начат процесс измерений качества проектной продукции. Разработан график тиражирования.  
Разработаны и утверждены документы, регламентирующие процесс встроенного качества. Подготовлены требования для автоматизации и настройки рабочего процесса.
«Управление требованиями, конфигурацией и изменениями» Возможность в любой момент проверить выполнение каждого требования, получить актуальную конфигурацию.  
Проанализированы практики по управлению конфигурацией, требованиями и изменениями.  
Разработан и вынесен на утверждение в ОПИ целевой подход к организации процессов.
«Управление сроками, календарно-сетевое планирование и отчетность» Создание графиков на базе обоснованной технологической последовательности работ и возможность наблюдать за отклонениями в режиме реального времени.  
Утвержден концептуальный документ.  
Разработаны основные документы: графика типового проекта, включая внутренние работы, формат отчета по исполнению графика, внутренние регламенты.  
В «Атомпроекте» идет эксплуатация полного функционала системы по формированию графиков реализации проектов и в пилотном режиме — подготовка отчетов о реализации проектов.
«Управление ресурсами» Создать по всему портфелю заказов ресурсные профили, доступные в режиме реального времени. Разработать методику и внедрить процессы по устранению дефицита ресурсов.  
Утвержден актуализированный справочник специальностей и компетенций для ресурсного планирования; справочники работ и задач.  
Предложены для тестирования проекты нормативов трудозатрат по основным работам (экспертная оценка).  
Начато тестирование нормативов.  
Разработана методика верификации измерений трудозатрат, определения плановых затрат времени.  
Разработаны требования для системы ресурсного планирования.
«Финансовое планирование и учет» Сформировать детальные бюджеты на весь период проектирования, основанные на актуальных и прослеживаемых исходных данных.  
Практика бюджетирования приведена в соответствие с требованиями блока экономического планирования госкорпорации.  
Проанализировано состояние ресурсного и финансового планирования.  
Разработаны и утверждены нормативные документы, регламентирующие процесс бюджетирования и прогнозирования финансового результата в части ПИР.  
Подготовлены проекты бюджетов для пилотных проектов в соответствии с методологией.  
Разработаны требования к интеграции системы КСП, ресурсного и финансового планирования.
«Повышение эффективности процесса перевода проектной документации» Стандартизация процесса перевода на основе шаблонов и предыдущего опыта с учетом контроля качества и сроков, включая повышение качества переводной документации, сокращение срока перевода, снижение затрат на переводы, сокращение непроизводительных потерь времени.  
Проведена диагностика ресурсного обеспечения и состояния процесса перевода. По итогам аудита сформирован план и идет закупка техники для оснащения рабочих мест переводчиков.  
Разработана концепция целевого состояния процесса технического перевода, интегрированного с процессом выходного контроля, методики измерения качества перевода.  
Утверждена стратегия закупки услуг перевода. Разработана закупочная документация к предварительному квалификационному отбору для формирования пула сертифицированных внешних поставщиков переводческих услуг.  
Идет разработка отраслевого глоссария. Введен в промышленную эксплуатацию терминологический портал.
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: