Почему женщины меньше занимаются наукой
Доля женщин-ученых в России составляет 40% — немало, но все же не половина. Доступ к образованию для мужчин и для женщин равный, почему тогда гендерное соотношение в науке, особенно в некоторых ее отраслях, далеко от логичного «фифти-фифти»?
«Типичный ученый»
Сможете ли вы с ходу назвать имена пяти великих женщин-ученых? А мужчин? Наверняка со второй задачей большинство справится быстрее. Мы привыкли, что одни профессии считаются исключительно мужскими, а другие — типично женскими, что девочки мечтают стать учительницами, а мальчики — космонавтами. Ситуация меняется, но есть сферы, споры вокруг которых до сих пор не утихают. Одна из них — наука.
Типичный ученый в понимании большинства — мужчина. О великих ученых-женщинах вспоминают непростительно редко, а если и говорят, то о живших в прошлом столетии — Марии Кюри или Розалинд Франклин. Но ведь научные достижения женщин современности ничуть не уступают. Например, программное обеспечение для самой важной миссии НАСА написала женщина — Маргарет Гамильтон, ведущий инженер-программист проекта «Аполлон». А в 2009 году Нобелевскую премию по химии получила израильтянка Ада Йонат. Она исследовала структуру и функции рибосомы. К сожалению, женщины становятся лауреатками Нобелевской премии крайне редко — всего 3 % наград.
Выдающихся женщин-ученых становится все больше. Но в процентном соотношении они все равно проигрывают коллегам-мужчинам.
«Девушки потом»
По данным Института статистики ЮНЕСКО, в Европе доля женщин в науке составляет примерно 30 %, в странах Африки — от 0 до 30 %, в Южной Америке — 45–55 %. Рекордсмен в мировом рейтинге — Мьянма. Там почти 80 % ученых — женщины.
Если смотреть среднемировые показатели, в некоторых направлениях, например ядерной физике, женщин от 20 до 25 %, а в молекулярной биологии и психологии — больше 50 %. В России ситуация в целом схожая. По данным Института статистики ЮНЕСКО и Росстата, доля женщин-ученых у нас — 40 %, с сильным перекосом в сторону биологических дисциплин (50–55 %) и провалом в дисциплинах физических и математических (25–30 %).
Специалисты Института статистики ЮНЕСКО в своем исследовании описывают явление, которое назвали эффектом подтекающей трубы. В старших классах мальчики и девочки проявляют одинаковый интерес к естественным наукам, при этом на естественно-научных факультетах университетов девушек всего 40 %, а кандидатскую степень получают всего 15 %. Почему так происходит? Есть несколько возможных причин.
«Мужской и женский мозг»
Распространено мнение, что мужчины ориентированы на точные науки и отличаются аналитическим мышлением, а женщины созданы для гуманитарных дисциплин и искусства. Однако, например, в 2015 году исследователи из Университета Розалинд Франклин показали, что пол никак не влияет на когнитивные способности.
Единственное обнаруженное различие — у мужчин лучше развито пространственное мышление. Впрочем, авторы работы заявляют, что его легко натренировать. И женщины после обучающего курса справлялись с задачами на пространственное мышление так же, как мужчины.
Возможно, женщины, приученные думать, что их мозг просто не создан для точных наук, и не развиваются в этом направлении, не пытаются реализовать свои способности.
«Им это не интересно!»
Еще одно популярное заблуждение — девочкам просто не интересна математика, их клонит в сон на физике, им скучно на программировании. Возможно, для некоторых это действительно так, но индивидуальные особенности тут играют гораздо большую роль, нежели половая принадлежность.
Огромное значение имеет оценка собственных способностей. Ученые установили, что если преподаватели в школе одинаково относятся к ученикам обоих полов, то мальчики и девочки не показывают существенных различий в успеваемости. Если же преподаватель акцентирует внимание учеников на том, что точные науки — удел мальчиков, а гуманитарные — девочек, то и картина с оценками меняется.
Девочки привыкают недооценивать свои способности и завышать планку: им кажется, что нужно быть исключительными, чтобы пробиться в «типично мужской» сфере. Они боятся провала и поэтому даже не рискуют пробовать.
Так что, если вашей 13-летней дочери нравится паять электросхемы, а 12-летний сын сходит с ума по литературе Серебряного века, не говорите «Вам такое любить не положено». Нет никакого «положено» и «не положено». Мы любим то, что любим.
«А детей воспитывать кто будет?»
Еще одна причина того, что женщин в науке меньше, чем мужчин, — патриархальное устройство общества: считается, что женщина должна заниматься семьей. Время, когда нужно активно вести исследования, подавать заявки на гранты и писать статьи, приходится аккурат на оптимальный репродуктивный возраст женщин — 25–35 лет. Справляться с огромным объемом работы, вести домашнее хозяйство и воспитывать детей — задача не из легких. А исследования требуют максимальной самоотдачи. И женщины чаще всего покидают науку.
Но в последние несколько лет ситуация в Европе стала меняться. Работодатели, в том числе в научных организациях, создают условия для работы женщин с маленькими детьми — дополнительный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, детские комнаты и комнаты для кормления.
Остается надеяться, что скоро женщины при желании смогут совмещать семью и научную карьеру, не принося что-то одно в жертву.
#WOMENINSTEM
Два года назад сайт Американского физического общества обновил систему безопасности. Раньше перед скачиванием статьи пользователь должен был выбрать из восьми изображений фото Эйнштейна. В январе 2017-го к великому физику присоединилась не менее великая Мария Склодовская-Кюри. Один из редакторов сайта Роберт Гаристо написал в своем твиттере: «Мы поменяли капчу. Раньше был просто Эйнштейн. Теперь Эйнштейн или Мария Кюри». Идею добавить ее подала профессор астрофизики Анна Ваттс. Твит сопровождал хештег WomenInSTEM (Women in Science, Technology, Engineering & Math) в поддержку женщин в науке, технологии, инженерии и математике.