Есть ли будущее у первого в мире атомного подводного газовоза

Конструкторское бюро «Малахит», которое специализируется на разработке подводных лодок, занялось проектом первого в мире атомного подводного газовоза. «СР» не могла пройти мимо этой темы. Начальник сектора перспективного проектирования Дмитрий Сидоренков объяснил, кому и зачем понадобится необычное судно, в чем его преимущество и какие атомные реакторы на нем планируют установить.

Почему «Малахит» решил заняться проектом атомного подводного газовоза?

— Добыча сжиженного природного газа на арктических месторождениях в ближайшие годы будет интенсивно расти. С освоением месторождения Утреннее на полуострове Гыдан (проект «Арктик СПГ‑2». — «СР») СПГ надо будет вывозить в огромных объемах. Сложность заключается в том, что даже самые мощные газовозы класса Arc7 в зимнюю навигацию зависят от ледокольной проводки, это повышает цену перевозки. Атомный подводный газовоз обеспечил бы круглогодичную ускоренную перевозку от месторождений до перевалочных пунктов на Камчатке и в Мурманске вне зависимости от климатических и погодных условий. Проектирование мы выполняем в инициативном порядке, потому что видим востребованность таких судов в будущем.

Расскажите о характеристиках судна.

— Оно будет уникальным, сочетающим в себе функции атомной подводной лодки и газовоза. Основной путь будет проходить под водой, а движение в портах и погрузочные операции — в надводном положении.

Длина судна — около 360 м, укладывается в длину самого большого причала порта Сабетта. Ширина — около 70 м, а высота — порядка 30 м. Осадка 12–13 м удовлетворяет требованиям захода в порты назначения. Суммарная мощность гребных двигателей — 90 МВт. Скорость под водой — 17 узлов. Грузовместимость такая же, как у современного газовоза, — 170–180 тыс. м3, но, поскольку сооружение более сложное, атомный будет стоить несколько дороже.

Ему нужна собственная инфраструктура?

— По габаритам наша разработка не отличается от обычного газовоза. Благодаря этому судно может быть встроено в действующую инфраструктуру СПГ. С точки зрения эксплуатации ЯЭУ нужная инфраструктура есть у «Атомфлота». Причин создавать даже элементы новой нет.

То есть «Росатому» вы отводите определенную роль в этом проекте?

— Чтобы судно автономно работало длительное время, на нем будут установлены три реактора типа РИТМ‑200 разработки ОКБМ им. Африкантова. Возможно, атомный подводный газовоз, как и другие гражданские суда с ядерной энергетической установкой, войдет в состав «Атомфлота».

Как давно вы занимаетесь проектом атомного подводного газовоза?

— Разработка технического облика газовоза выполнена в 2018 году, в 2019 году мы ее оформили в презентационный вариант и продемонстрировали на международной выставке по гражданскому судостроению «Нева». Рассказали о газовозе потенциальным заказчикам — «Газпрому» и «Новатэку». Сейчас проект находится на стадии технического предложения. Следующая стадия — эскизный проект. Это первый этап полноценного проектирования, выполняется по заданию заказчика. За эскизным проектом следует технический, затем — разработка конструкторской документации, по которой корабль строится на верфях. Параллельно создается эксплуатационная документация. Эти этапы занимают несколько лет.

Какие верфи способны построить атомный подводный газовоз?

— Один из крупнейших российских судостроительных комплексов «Севмаш», расположенный в Северодвинске. Это единственная верфь России, которая осуществляет весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками. Либо судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края.

Сколько атомных подводных газовозов нужно построить, чтобы создать подспорье флоту надводных газовозов?

— От пяти до восьми. По разным оценкам, на 2024–2027 годы придется пик вывоза СПГ с крупных арктических месторождений.

Проект «Айсберг» Фонда перспективных исследований

Имеет ли отношение ваш проект к проекту «Айсберг» Фонда перспективных исследований, который занимается разработкой технологий автономного подледного освоения месторождений, в том числе — беспилотного судна, способного перевозить грузы на глубине?

— Нет, в этом проекте мы не участвуем.

А проект вашего газовоза может эволюционировать в проект беспилотного аппарата?

— Теоретически да. Только я не уверен, что это нужно: доля затрат на экипаж, 25–28 человек, невелика. Не исключено, что полностью автоматизировать судно будет сложнее и дороже, чем держать там нормальный экипаж.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: