Шесть атомных городов получат по миллиону рублей на развитие от госкорпорации. Таковы итоги впервые проведенного конкурса «Миллион «Росатома». Это часть большого проекта «#РОСАТОМВМЕСТЕ», который второй год подряд реализует информационный альянс «Атомные города». Генеральный директор организации Марина Фролова рассказала «СР», в миллионах ли счастье атомградов, зачем территориям свой бренд и как стать бизнесменом с помощью мобильного приложения.

Информационному альянсу «Атомные города» почти 20 лет. Он был создан для консультации администраций городов по закупочной деятельности, но с 2016 года занимается социально значимыми проектами «Рос­атома». «Три года назад о нас в городах никто не знал, теперь знает большинство, — ​говорит гендиректор альянса ­Марина Фролова. —Мы проводим обучающие тренинги, конкурсы, ведем различные исследования в городах, поддерживаем инициативы жителей, транслируем лучшие практики, помогаем решать городские проблемы».

Граждане «Росатома»

— Этим летом вы запустили мобильное приложение «ГСР». Для кого оно и зачем нужно?

— Название приложение расшифровывается «Гражданин страны «Росатом». С его помощью мы хотим собрать и объединить активных жителей атомградов, дать им платформу, где они могли бы делиться своим мнением и получать помощь в реализации идей.

— Какой функционал у приложения?

— Сейчас мы пока на стадии бета-тестирования. Запустили только часть функционала. Общая идея «одного окна» — ​доступность в одном месте максимально возможного количества полезных сервисов. Сейчас уже работает раздел новостей. Мы их разделили на три блока: федеральные, корпоративные и городские. Каждый может выбрать свой город и получить актуальную повестку.

Следующий раздел — ​«Голосования», где мы собираем мнения людей по актуальным темам. Есть раздел анонсов и объявлений, где можно следить за афишей мероприятий в разных городах. В разделе «Справка» можно найти список и контакты всех предприятий и организаций атомградов. В разделе «Проекты «Росатома» выложена подробная информация про каждый социальный проект, который реализует госкорпорация на территориях присутствия.

Скачивайте мобильное приложение «ГСР» в App Store и Google

Сейчас мы работаем над запуском раздела «Сообщества». Это будут тематические форумы. Например, о рыбалке, домашних питомцах и так далее. Сейчас люди сидят в соцсетях каждый в своем городе, а мы предлагаем возможность обмениваться информаций между разными городами. Например, по итогам акселератора социальных проектов, который мы реализуем в Заречном Пензенской области, с помощью госкорпорации построена площадка для выгула собак. Это очень актуальная проблема в городах: площадок нет, горожан раздражают собачники, в целом негативные настроения растут. В Заречном семья местного ветеринара предложила запустить на такой площадке бизнес по дрессировке собак, услуга оказалось очень востребованной. Теперь они готовы делиться этим опытом с другими городами. Важно тиражировать подобные инициативы. Они простые, не требуют каких-то значительных вложений, но и собачники довольны, и остальные жители.

— Будет ли модерация: ведь люди могут делиться не только позитивными мнениями, но и негативными?

— Модерация будет, но в основном коснется правил приличия ведения беседы. Конечно, негативная тематика тоже имеет место быть, ведь людям нужна площадка и для того, чтобы делиться своим проблемами и страхами. Благодаря приложению мы сможем следить за этими тенденциями, что-то прояснять, где-то помогать решать проблемы.

На креатив-сессии акселератора социальных проектов в атомградах иногда собирается больше 100 человек: не только предприниматели, но и обычные люди, у которых в процессе обсуждения тоже рождаются бизнес-идеи
Бизнес в телефоне

— В приложении есть раздел «Бизнес-среда». Расскажите о нем подробнее.

— Для начала мы планируем запустить инвест-площадку. Это уникальная вещь, такого нет нигде. Соберем пул инвесторов и пул стартапов, которые на нашей инвест-площадке смогут находить друг друга. Участники будут заполнять анкеты, где необходимо указать тему проекта, сумму финансирования, сроки, города для реализации и так далее. На основе этих данных система будет выдавать подходящие варианты как инвесторам, так и бизнесменам.

— Думаете, это будет востребовано?

— Я много езжу по атомным городам, в пяти из них мы проводим акселератор социальных проектов, и по итогам могу сказать, что у людей в голове много идей. Я не говорю о каких-то больших проектах, речь скорее о самозанятости. Нужно поддерживать этих людей, ведь, как правило, они не знают, куда прийти, не понимают, как начать бизнес.

Яркий пример — ​история массажистки из Лесного. Она — ​реабилитолог, поднимает детей с церебральным параличом, людей после аварий. Но по характеру очень скромная. Когда она делала презентацию своего проекта на акселераторе, то вся дрожала от волнения. Она давно хотела расширить бизнес, но не знала как. Услышала об акселераторе, пришла и говорит: «Я бы хотела еще массажный стол купить, и мне бы в аренду помещение». На мероприятии был глава города, предложил под проект муниципальную собственность. И это здорово: обычный человек видит, что руководитель администрации готов помочь. Он тут же дал поручение. Люди понимают, что о них заботятся. И таких историй много.

— Когда заработает инвестплощадка?

— В следующем году. Мы планируем запустить ее в феврале-марте.

— Как еще приложение может быть полезно бизнесу?

— Сейчас мы запускаем пилотный проект со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства. Прямо в приложении можно будет подать заявку на микрозаймы, беспроцентные займы и получить обратную связь. Есть другие инструменты поддержки. В приложении мы разместим справочную информацию — ​юридические документы для предпринимателей: федеральные законы, подзаконные акты, постановления правительства и локальные правовые акты. Также соберем информацию обо всех институтах поддержки бизнеса — ​фондах и институтах развития, систематизируем списки по регионам. Разместим информацию о грантах. Будет отдельный блок по социальному предпринимательству, где мы выложим лучшие реализованные проекты, чтобы каждый мог перенять опыт. Еще один блок будет посвящен франчайзингу, там соберем пул франшиз, готовых для запуска в наших атомградах. Ко всему прочему будем проводить через приложение вебинары по бизнес-тематике.

Выбор победителей

— Второй год вы проводите конкурс «#Росатомвместе». Зачем он нужен?

— Госкорпорация реализует большое количество социальных проектов на территориях своего присутствия. Но не многие жители о них знают. Когда мы поняли, что есть такой информационный коллапс, то стали думать, как исправить ситуацию. В итоге появился проект «#Росатомвместе». Его цель — ​объединить всех жителей атомных городов — ​и тех, кто работает на предприятиях «Росатома», и тех, кто никакого отношения к отрасли не имеет. Сейчас в проекте участвует 20 городов — ​10 ЗАТО, девять городов присутствия АЭС и Глазов.

— Проект состоит из нескольких этапов. Расскажите, как в итоге выбирают победителя?

— В этом году «#Росатомвместе» состоит их пяти конкурсов. Все они направлены на достижение разных целей. Первый, «Миллион «Росатома», — на повышение гражданской активности жителей атомных городов. Второй, конкурс координаторов, — на поощрение наших помощников в городах. Третий, «Лучший месячник «Росатома», — на продвижение в городах акций и мероприятий госкорпорации. Четвертый, «Бренд города», — на формирование позитивного образа городов. И пятый, «День городов в госкорпорации «Росатом», — на знакомство работников госкорпорации с городами присутствия. За участие в каждом конкурсе города получают определенное количество баллов, которые потом суммируются. Победителем станет тот, кто наберет больше всего баллов.

— «Миллион «Росатома» в этом году проводится в первые. В чем суть этого конкурса?

— Жители в атомных городах привыкли к опеке со стороны госкорпорации и при любых проблемах надеются на ее помощь. Мы решили узнать, а чем сами жители готовы помочь родному городу. Речь не о чем-то материальном, а о личном вкладе гражданина.

Конкурс «Миллион «Рос­атома» проходил в нашем мобильном приложении. Сначала мы спрашивали, на развитие какой городской сферы жители потратили бы миллион рублей, если бы город получил такую сумму от «Росатома». На спорт, культуру, экологию, здравоохранение и так далее. И чем лично каждый готов помочь своему городу.

— И какими были от­веты?

— Люди готовы участвовать в субботниках, готовы обучать других — ​делиться своими знаниями и опытом. Кто-то предлагал, например, помогать с детьми, водить их в детский сад. Много было комментариев про помощь старшему поколению: провести мероприятия, кто-то был готов помочь деньгами. Включились все! И это здорово — осознавать готовность людей что-то сделать для своего города.

— Какие города в итоге получат миллион?

— Во второй этап конкурса прошли города, в которых участие в голосовании и комментировании приняло не менее 10 % населения. Все они получат по миллиону рублей от «Росатома» в 2020 году. Это Глазов, Трехгорный, Волгодонск, Северск, Лесной и Заречный Пензенской области. В каждом из них выбрали разные сферы, на которые потратят деньги. Во втором этапе конкурса мы предлагали жителям проголосовать уже за конкретные проекты из выбранных сфер.

— Кто выбирал идеи, превращал их в проекты?

— Мы, но на основе опроса и жителей, и глав городов. Мы проводили фокус-группы, какая проблематика в каком городе наиболее острая. Причем это не обязательно оказывалось что-то глобальное. Бывает так, что хочется, например, поменять кулисы в театре. Я лично ездила по городам и собирала эту информацию.

В прошлом году на Дне городов в госкорпорации «Росатом» участники устроили ярмарку местной продукции, в этом — ​будут презентовать

Кроме того, у нас в каждом городе есть кураторы. У каждого социального проекта «Росатома» есть свой координатор в городах. Это люди, которые и делают большую часть работы. Чтобы поддержать их, мы придумали в рамках «#Росатомвместе» конкурс координаторов. В этом году участники написали эссе о развитии своих проектов, мы выберем ­лучшие.

Бренд для города

— Как оценивается конкурс «Лучший месячник «Росатома»?

— По количеству, качеству и освещенности в СМИ мероприятий, касающихся проектов «Росатома», которые прошли в каждом городе за период ​с конца августа по конец сентября. Каждый город готовит об этом фильм.

— Конкурс «Бренд города» тоже новый. Зачем вообще атомградам бренд?

— Для нас важно сформировать позитивный образ атомных городов, и не только для инвесторов, а также и для самих жителей. Потому что горожане часто не видят плюсов территории, на которой живут. Мы ездили по городам с тренингами о брендинге, и для жителей бренд — ​это символ, логотип, слоган. А ведь бренд территории — ​это совсем не то же самое, что товарный бренд. На тренингах мы рассказывали, как происходит брендирование территории и зачем. Начало везде было одинаково настороженным: «У нас закрытый город, никто сюда не поедет». Но когда мы начинали работать в группах, давать задания найти преимущества, люди с блеском в глазах говорили: «А у нас камень святой, а у нас лоси, а у нас вода чистейшая, можно продавать», — они начинают смотреть на свой город иначе, любить его сильнее.

— Для конкурса каждый город разработал свой бренд?

— Да, в том числе символ, слоган и смысловое наполнение, в чем преимущества конкретно этого города, его самобытность, отличие от других. Презентация брендов будет на Дне городов в госкорпорации на Большой Ордынке. Главы будут выступать с презентациями, также каждый город привезет брендированную продукцию, которую смогут взять на память сотрудники «Росатома».

— То есть отдельно будет оцениваться сам проект бренда и отдельно презентация в «Росатоме»?

— Совершенно верно. В итоге мы суммируем баллы за все пять конкурсов и выберем победителя. Награждение планируется в конце декабря. Город-победитель получит 10 млн рублей.

— За «#Росатомвместе» в этом году вы получили приз Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» в номинации «Корпоративная социальная ответственность». А как вы лично оцениваете, успешен ли проект?

— На мой взгляд, мы достигли своей цели — ​объединили людей и вовлекли в наши соцпроекты. Тем самым поспособствовали повышению качества жизни в атомных городах. Ведь качество жизни — ​это субъективная оценка. Люди узнали о новых ресурсах на своих территориях, что ребенка можно отправить в «Школу «Росатома», что открыть свой бизнес не так уж и сложно, и жизнь в их городах стала казаться им лучше. Это для нас главное.


АНОНС

День городов в «Росатоме» пройдет 21 ноября в здании госкорпорации на Большой Ордынке, 24. В 9:30 участников поприветствует гендиректор Алексей Лихачев. С 10:00 до 17:30 в актовом зале будут презентовать бренды атомградов. В фойе напротив гардероба будет видеотрансляция из актового зала.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: