Прошла первая конференция МАГАТЭ по изменению климата

Ядерно-энергетическая отрасль может и должна стать частью низкоэмиссионного энергобаланса. Один из факторов успеха на пути к этой цели — прекращение конкуренции с генерацией на возобновляемых источниках. Такую позицию высказали эксперты на организованной МАГАТЭ Международной конференции по изменению климата и роли ядерной энергетики. Однако сотрудничество — это минимум два партнера.


Теоретически создание низкоэмиссионной энергосистемы — цель легкодостижимая. Казалось бы, яснее некуда: строй АЭС, которые обеспечат базовую нагрузку в сети, и дополняй атомную энергию энергией ветряных, солнечных, геотермальных и гидроэлектростанций. Технологии отработаны и давно применяются. Однако на деле все не так просто.

Пример — Германия. В стране сильны антиядерные настроения, которые поддерживают разные общественные организации. Правительство решило закрыть все АЭС. Взамен пускают станции с ВИЭ, но они не справляются. Германия вынуждена строить угольные ТЭЦ — вернуться к самому грязному способу генерации, и закупать энергию у соседей. Берлину не удается достичь поставленной еще в 2007 году цели по снижению выбросов СО2 на 40 % к 2020 году по сравнению с уровнем 1990-го. В прошлом году добились 30,8 %, однако здесь свою роль сыграло временное повышение рыночных цен на уголь и теплая погода на протяжении всего года. Угольные станции, компенсирующие выпадение атомных мощностей, вряд ли сократят эмиссию, при этом правительство выдвинуло новую цель — к 2030 году снизить выбросы на 55 % (тоже по сравнению с 1990-м).

Доля ВИЭ в энергобалансе Германии в 2018 году составила 35,2 %. Сюда включена электроэнергия ветряных и солнечных станций, а также станций, сжигающих дрова, которые в статистических отчетах называют «биомассой». Если учесть теплоснабжение и транспорт (потребление первичной энергии), то доля ВИЭ — всего 14 %.

Счета за электроэнергию в Германии за последние 10 лет выросли на 39 %. Цена киловатт-часа для домохозяйства самая высокая в ЕС — 30,5 евроцента. Если на заре развития ВИЭ разницу между себестоимостью дорогой возобновляемой энергии и рыночными ценами инвесторы получали от государства, то со временем вся финансовая нагрузка легла на промышленность и простых потребителей. Госдотации отменены, компании, эксплуатирующие ВИЭ, имеют стабильный денежный поток уже из карманов граждан, которые благодаря пропаганде в СМИ не сомневаются в необходимости щедро платить за «чистую» энергию.

В таких условиях может показаться наивным заданный на конференции МАГАТЭ вопрос: «Как убедить сектор ВИЭ обсудить с ядерно-энергетической отраслью переход к низкоэмиссионной экономике?» Но только в Германии — другие страны уже рассматривают возможность создания интегрированных энергосистем. «Я думаю, самое трудное — начать обсуждение, чтобы выработать общую платформу, смотреть не на предполагаемый конечный процент ВИЭ в энергобалансе, а на конечный уровень эмиссии парниковых газов. На тот уровень, который был бы для нас всех приемлемым», — говорит ведущий специалист по интегрированным энергосистемам в директорате ядерной науки и технологий Национальной лаборатории Айдахо (США) Шеннон Брэгг-Ситтон. По ее словам, лаборатория обсуждает интеграцию с представителями американской Национальной лаборатории возобновляемой энергетики уже несколько лет.

Один из примеров сосуществования АЭС и ВИЭ — Швеция. Там в единой системе работают АЭС большой мощности и ГЭС. На конференции МАГАТЭ директор Qvist Consulting Стаффан Квист наглядно, с онлайн-мониторингом на electricitymap.org (карта выбросов СО2), продемонстрировал, что энергосистема страны «зелена» в режиме 24/7. Исследование компании показало, что затраты шведской энергетики снизятся при условии продления эксплуатации действующих реакторов. Затраты снизятся и с вводом новых, но при условии установления налогов на выбросы СО2 и реалистичного регулирования перетоков в сетях. «Необходимо разобраться, как сделать рынок таким, чтобы воплотить в жизнь модель энергосистемы с наименьшей стоимостью», — считает Стаффан Квист.

Руководитель группы МАГАТЭ по развитию технологий модульных реакторов малой мощности Фредерик Рейтсма высказал мнение, что о включении АЭС в «зеленый» энергобаланс должны задуматься и потребители: «С ростом доли ВИЭ сумма в счетах за электроэнергию не падает, несмотря на снижение стоимости новых объектов генерации. Я думаю, люди начнут задавать вопросы и придут к выводу, что АЭС может стать частью решения. Только тогда начнется обсуждение (с представителями сектора ВИЭ. — «СР»). К этому приведут рыночные механизмы, но потребуется время».

Впрочем, подвижки уже есть. В конференции МАГАТЭ впервые принял участие представитель Международного агентства по возобновляемой энергетике (IRENA) — сотрудник отдела по поддержке стран и сотрудничества Лука Ангелино. Он сделал доклад о том, как IRENA выстраивает партнерства. Лука Ангелино ушел от ответа на вопрос из зала о возможности формирования альянса МАГАТЭ и IRENA для борьбы с изменением климата и отметил, что возобновляемая энергетика — не единое целое. Она включает несколько технологий, каждая из которых имеет свои характеристики. При этом они часто конкурируют друг с другом за признание и инвестиции.


ПОЛИНА ЛИОН
Руководитель проектного офиса программ устойчивого развития, «Росатом»

— Это первая конференция агентства, посвященная климату. Ее явно было непросто подготовить, особенно практически сразу после генконференции МАГАТЭ.

Я участвовала в трех секциях: выступила с докладом на секции по регулированию и финансовым инструментам, модерировала дискуссию о возможности оптимизации стоимости атомных проектов и была слушателем на секции по финансированию. Все было подготовлено качественно — и с точки зрения актуальности, и по составу спикеров. Было много экспертов высокого уровня из общественных и энергетических организаций, от академического сообщества и бизнеса.

Открытая дискуссия особенно важна для атомной отрасли, ведь экспертное сообщество далеко не всегда готово рассматривать атом в контексте климата как один из стратегических источников энергии. Представителям атомной энергетики часто не рады на климатических форумах или там, где обсуждаются цели устойчивого развития. По моим наблюдениям, на таких площадках коммуникация бывает довольно агрессивной, особенно если среди участников есть категорично настроенные представители «зеленых». Хотя низкоуглеродность атомной генерации — это факт и важнейшее ее преимущество.

Теперь МАГАТЭ планирует сделать трек по климату ежегодным. С учетом репутации и статуса агентства это очень важный шаг. Надеюсь, что постепенно удастся привлечь к обсуждению и наших коллег из других секторов энергетики.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: