Две жизни рабочей лошадки под названием «Севморпуть»

«Севморпуть» — судно везучее. Его едва не отправили на булавки (так на флоте называют утилизацию), но уникальный атомный контейнеровоз вернулся к жизни и продолжил работу. Два капитана «Севморпути» рассказывают о его судьбе.

Жизнь первая

«Севморпуть» был заложен на керченском заводе «Залив» в 1984 году, 31 декабря 1988 года введен в эксплуатацию. Судно ледового класса и повышенной вместимости построили для доставки грузов в удаленные северные районы, оно может ходить во льдах толщиной до 1 м. Реактор — КЛТ‑40, как на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» (версия КЛТ‑40М) и на ПЭБе «Академик Ломоносов» (КЛТ‑40С).

Капитан Олег Марков рассказывает: «Севморпуть» уникален во всех отношениях. Во-первых, это единственное в мире атомное транспортное судно. Во-вторых, самое большое судно «Атомфлота». Длина — 260 м, ширина — 32 м. Шесть грузовых трюмов высотой с пятиэтажный дом. В Соединенных Штатах, Германии и Японии тоже пытались сделать атомные транспортные суда, но не получилось».

Капитан Фарид Габбасов добавляет, что «Севморпуть» — единственный атомоход, который может работать в теплых морях: «Резервуары для воды, охлаждающей главный конденсатор, очень большие. С верфи в Керчи судно шло к Дальнему Востоку вокруг Африки, по Индийскому океану».

Пять лет после постройки «Севморпуть» работал на линии Владивосток — Вьетнам в лихтерном варианте, то есть перевозил баржи. На борт брал 74 лихтера весом 450 т каждый. Вдобавок летом совершал экспедиционные рейсы для снабжения восточного сектора Арктики. С 1993 по 2006 год «Севморпуть» ходил из Мурманска в Дудинку с контейнерами, в частности доставлял грузы «Норильского никеля»: медь, никель, гусеничную и автотехнику, вертолеты, тепловозы и многое другое.

Тяжелое состояние

В общей сложности «Севморпуть» перевез более 1,5 млн т грузов. В 2007 году Мурманское морское пароходство собралось было переоборудовать гиганта в буровое судно из-за отсутствия высокотарифных грузов, но в 2008 году атомные ледоколы вместе с «Севморпутем» перешли в ведение «Атомфлота». Однако и там лихтеровоз стоял без работы. Осенью 2009 года гендиректор предприятия Вячеслав Рукша сказал: «Если такая ситуация будет и в 2010 году, то придется сдать «Севморпуть» на булавки. А мог бы прослужить еще лет пятнадцать».

«Севморпуть» исключили из Регистровой книги судов 2 августа 2012 года. Вывод в холодный отстой запланировали на январь 2014 года.

Реанимация

Но в декабре 2013 года было принято решение восстановить судно. «Жалко было такого красавца резать, душа переворачивалась, — ​комментировал глава «Росатома» Сергей Кириенко. — Россия разворачивает новые базы на островах в океане, увеличивается объем работы — это та работа, под которую лихтеровоз и создавался». За два года судно модернизировали, продлили ресурс ядерной энергоустановки, загрузили топливо. В декабре 2015 года «Севморпуть» прошел ходовые испытания.

Жизнь вторая

6 мая 2016 года «Севморпуть» вышел из порта Мурманска к острову Котельному, в первый рейс после простоя. Там восстанавливали базу, заброшенную в 1990-е, это часть программы возобновления присутствия России в Арктике. Модернизировали аэродром, строили городок.


Оцените масштаб. На лихтеровоз загружают целые баржи, для этого есть козловой кран и хитроумный механизм доступа в трюм

«Отвезли утеплитель, трубы, кабельное оборудование. Нужно было обустроить жилье, создать инфраструктуру, развернуть системы видеонаблюдения, подключить телевидение», — ​рассказывал Фарид Габбасов. На обратном пути «Севморпуть» забрал с Котельного контейнеры, мусор.

Сейчас контейнеровоз берет грузы «Росатома». Перспектива — работа на Северном завозе, проектах по освоению арктического шельфа и Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле.

29 августа 2019 года «Севморпуть» вышел из порта Петропавловска-Камчатского и направился в Петербург с 204 рефрижераторными контейнерами с мороженой рыбой и 66 контейнерами с другими грузами весом около 8,5 тыс. т — треть от максимально возможной загрузки гиганта. Дорога заняла 18 суток.

По итогам пробных рейсов в этом году будет принято решение о регулярной контейнерной линии в летне-осеннюю навигацию между Дальним Востоком и Северо-Западом России. Сейчас думают, чем загружать «Севморпуть» на обратном пути.

Личные качества

«Наш «Севморпуть» не упрямый, не капризный. Скажешь ему — мол, давай, поехали. Он едет. Всегда идеально делает то, что требуется. Просто молодец. Я уверен, что ему нравится работать», — ​­говорит Фарид Габбасов.

Правда, иногда судно проявляет характер. «Мы после реконструкции понтоны не могли погрузить. И так и сяк пытались, ничего не получалось. И тут я вспомнил, что икону с Николаем Чудотворцем на место не повесили. Она всегда в кают-компании висела, а перед выводом судна из эксплуатации ее старпом к себе домой забрал. И что вы думаете? Как только икону вернули в кают-компанию, понтоны сразу удалось загрузить!» — рассказывает Фарид Габбасов.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: