Гамбургер и три медведя
«Ты на ледоколах дрессировщиком работаешь?» — такой вопрос инженер-электронавигатор атомных ледоколов Александр Гамбургер слышал часто. В рейсах он подобрал трех медвежат-сирот. В Арктику Александр Гамбургер ходил до 70 лет, а скончался в 1998 году, в возрасте 83 лет. Мы решили узнать о жизни этого удивительного человека подробнее.
Первый представитель семейства Гамбургер появился в России в XIX веке: Иоганна Гамбургера, прадеда Александра, пригласили как скульптора. Работы из его гальванопластической мастерской до сих пор украшают «Царское Село». «От прадеда я унаследовал желание постоянно что-то мастерить. Мне интересно копаться в приборах. Не просто включать и выключать, а настраивать, переделывать», — говорил Александр Гамбургер (здесь и далее цитируется по книге Светланы Барановой «К полюсу!»).
В 1937 году 21-летний Александр поступил в гидрографическую службу в Ленинграде. «Я тогда постигал азы радионауки в техникуме. Предложили работать — бросил учебу. И в экспедицию, на ботике «Папанин», — вспоминал Александр Гамбургер. — Транспортом служба была в те времена небогата — маленькие деревянные ботишки, все самодельное. Гидрографическую науку своим горбом постигали».
От работы отвлекла война. Александр Гамбургер ушел добровольцем на фронт, за взятие Берлина получил орден Красной Звезды. В 1945-м вернулся на прежнее место, стал начальником радиодальномерной лаборатории.
В 1961 году капитан атомного ледокола «Ленин» Борис Соколов предложил Александру Гамбургеру возглавить группу по радионавигационному обеспечению. «По инструкции моя работа заключается в том, чтобы грамотно эксплуатировать судоводительские приборы. Но каждый уважающий себя специалист должен уметь квалифицированно оценивать показания прибора, отвечать за цифры. Если нужно, самому стать к карте и определить ошибки и поправки. Не голая эксплуатация, а понимание необходимо. Судоводитель должен знать, где находится», — говорил Александр. Он работал и на атомном ледоколе «Арктика», который 20 августа 1977 года впервые в истории надводного мореплавания достиг Северного полюса.
В рейсах Александр Гамбургер подбирал медвежат-сирот. «Прославили меня медведи. А звери хорошие были, ласковые, забавные и умницы. Один — на «Ленине», второй — на дизель-электрическом ледоколе «Мурманск», третий — на «Арктике». Потом их отправили в зоопарки», — говорил Александр Гамбургер (см. «Косолапый рейс», «СР» № 7 (375).
«Папа часто рассказывал о медведях. Они плохо приручаются, но он научил их давать лапу и даже подпевать, когда играл на музыкальных инструментах, — вспоминает дочь Александра Гамбургера Галина. — Он прекрасно играл на аккордеоне и рояле. А еще необыкновенно вкусно готовил. В одном из рейсов изобрел настойку с кардамоном и лимоном, назвал «гамбурговочка». Говорил, что она пользуется большой популярностью в Арктике».
«Когда надо было работать на мачте, на морозе, он все делал сам, несмотря на почтенный возраст. Как свои пять пальцев знал всю навигационную аппаратуру, специалист был от Бога», — рассказывает заместитель гендиректора «Атомфлота» Андрей Смирнов, который вместе с Александром Гамбургером ходил в Арктику на ледоколе «Ленин».