Шкаф отличается умом и сообразительностью
Специалисты «Старта» разработали новую систему выдачи, хранения и приема инструментов. Сначала ее опробовали в механическом цехе № 2. Теперь тиражируют в других подразделениях производственного объединения, а также на предприятиях-партнерах.
Масштабный проект начался с ПСР-иницитивы в механическом цехе № 2 несколько лет назад, ее целью было бесперебойное обеспечение рабочих мест режущим инструментом собственного производства. Проблема в том, что цеховое оборудование, которое должно было работать круглосуточно в три смены, часто простаивало из-за нехватки или поломки инструментов, а поменять их, например, в ночную смену было невозможно, так как центральный инструментальный склад ночью закрыт. Разработчики ПСР-проекта предложили решение: организовать механизированный склад, который выдает инструменты по запросу работника в любое время. Так появилась идея создания инструментального шкафа.
Фрезы по паролю
«Решение не ново: несколько зарубежных фирм выпускают подобные шкафы. Но принципы их работы методологически не подходят условиям нашего производства. Поэтому мы разработали свою систему с применением умных шкафов, обеспечивающую выдачу и прием инструментов, — рассказывает заместитель главного инженера «Старта» Артем Стешкин. — Она состоит из двух шкафов и модуля управления ими. Первый шкаф служит для выдачи инструментов, второй — для приема».
УМНЫЙ ШКАФ МОЖЕТ РАСПОЗНАВАТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО ЛОГИНУ И ПАРОЛЮ, ЭЛЕКТРОННОМУ КЛЮЧУ, ШТРИХКОДУ, ОТПЕЧАТКУ ПАЛЬЦА И ДАЖЕ УЗНАВАТЬ В ЛИЦО
Опытный образец был изготовлен для цеха № 2. Специалисты, обслуживающие центры с ЧПУ, первыми осваивали оборудование, изучали все его тонкости и вносили предложения по улучшению. Модуль управления системой — это ПК, подключенный к корпоративной сети управления. Чтобы получить инструмент, работник вводит логин и пароль, и система показывает, какие инструменты и в каком количестве есть в наличии. Из предложенного перечня специалист выбирает то, что ему нужно. Выданный системой инструмент заносится в электронную карточку работника. Пока он не вернет инструмент, тот так и будет за ним числиться. Использованную фрезу уже не выбросить в мусорную корзину, теперь за нее нужно отчитываться. Раньше работники сами решали, когда инструмент пришел в негодность, и иногда выбрасывали еще годные инструменты, которые можно повторно заточить и использовать. Теперь решение о списании принимает кладовщик, поэтому работник обязан возвращать использованные инструменты на склад.
Защита от хищений
После внедрения системы работники предложили первое улучшение: использовать штрихкоды на пеналах с инструментами, считыватели кодов и специальный принтер для штрихкодов, чтобы кладовщики не ошибались при раскладке инструмента по пеналам. На каждом инструменте, изготовленном на «Старте», появился заводской номер, чтобы отследить его путь от производства до утилизации. В частности, это решило проблему хищений.
«С введением системы мы полностью отошли от бумажной картотеки, весь процесс стал прозрачным: у кого какой инструмент и как давно имеется в наличии, сколько инструмента на руках, в шкафах, в кладовых, — говорит начальник отдела по обеспечению технологической оснасткой, КПА и инструментом «Старта» Денис Ермошин. — О том, как обеспечены инструментом работники участков с обрабатывающими центрами, теперь информирован не только руководитель центрального инструментального склада (ЦИС), но и кладовщики. На своем рабочем месте на мониторе они видят полные точные данные. Более того, сама система дает указание, когда следует пополнить запасы того или иного инструмента. Или даже отправить заявку на изготовление новой партии инструмента. Влияние человеческого фактора на процесс удалось практически исключить».
«Объем запасов в кладовых резко уменьшился, — продолжает Артем Стешкин. — Все знают, что получить необходимые инструменты можно оперативно. Еще одно несомненное достоинство системы в том, что она работает круглосуточно. Рабочим не приходится запасаться впрок, как это было раньше, или брать инструмент для коллег, работающих во вторую и третью смены. Благодаря новой системе работа центрального инструментального склада вообще стала гибче и мобильнее. Работнику больше не нужно в начале каждой смены ходить в кладовую, стоять в очереди за инструментом, тратить на это свое время. На рабочем месте больше не скапливается гора инструментов, взятых впрок. Теперь заказ для цехов формируется партиями. В общем, ПСР-эффективность налицо».
Штрихкод, отпечаток пальца и Face ID
Сейчас в цехе № 2 функционируют три системы. Они обслуживают участки фрезерных станков с ЧПУ. Система прекрасно себя зарекомендовала. Предприятие заказало еще пять инструментальных шкафов, чтобы оборудовать участки, где размещены станки с ЧПУ токарной группы. Также тремя новыми системами выдачи, приема и хранения инструментов оборудованы производственные площадки механического цеха № 7.
«Наша разработка заинтересовала специалистов партнерских предприятий, — отмечает Артем Стешкин. — Уже заключили несколько договоров на поставку. Шкафы работают без нареканий. Поскольку система модульная, ее можно легко адаптировать под требования заказчика. Например, хранить в ней пластины, мерительный инструмент. Ложементы могут быть разной формы и глубины».
Разработчики проекта говорят, что возможностей для усовершенствования системы много. Например, использующийся в системе монитор изначально не обладал функциями тачпада, но конструкторы его доработали так, чтобы он реагировал на прикосновение к экрану. В зависимости от потребностей заказчика умный шкаф может распознавать пользователя по логину и паролю, электронному ключу, штрихкоду, отпечатку пальца и даже узнавать в лицо (система Face ID).