Во время Второй мировой войны Япония проводила научно-технические изыскания, направленные на создание ядерного оружия. По некоторым сведениям, японцам к моменту капитуляции империи удалось его разработать. И даже испытать экспериментальный ядерный заряд у берегов Кореи вскоре после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

К окончанию войны на Тихом океане господствовали США — и на воде, и в воздухе. Американская стратегическая авиация не только нанесла по Стране восходящего солнца ядерные удары, но и утюжила ее территорию обычными бомбами. Японцам же ответить лихими налетами на американскую территорию в стиле когда-то оглушившей Вашингтон атаки Перл-Харбора оказалось практически нечем. Ни один японский авианосец не смог приблизиться к континентальному побережью Штатов, а тяжелых бомбардировщиков вроде американского B‑29 Superfortress не имелось.

«Мертвая рука» рейха

Не имелось — не значит, что японцы не желали такими обзавестись. Правда, к созданию стратегической авиации они обратились слишком поздно. Но попытки предпринимались, причем предусматривалась и возможность сброса атомных бомб.

Япония располагала высокоразвитой авиапромышленностью и первоклассными конструкторами в нескольких самолетостроительных фирмах. Достаточно сказать, что часть камикадзе атаковала американский флот на человекоуправляемых крылатых ракетах Ohka («Цветок сакуры»), а при помощи Германии японцы создали аналоги немецких реактивных истребителей. Берлин содействовал Японии и в области ядерных технологий, включая поставки урана. Вожди гибнущего Третьего рейха вполне могли видеть в Японии эдакое воплощение своей «мертвой руки», которая могла бы ответить атомным возмездием Штатам, да и СССР.

Fugaku для Москвы

Фирма Nakajima в 1943 году взялась за проектирование шестимоторного межконтинентального бомбардировщика Fugaku (проект Z) с максимальной дальностью полета порядка 19 тыс. км.

Fugaku («Гора Фудзи»), превосходивший по своим заданным характеристикам В‑29, должен был громить не только объекты в США, но и заводы в Сибири и на Урале — в поддержку Гитлера. С атомной бомбой Genzai Bakudan («Современная бомба») на борту Fugaku мог бы долететь до Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и Москвы. Причем возможность возвращения на базу особо не рассматривалась — кодекс самурая.

Еще одной воистину грандиозной задумкой было использование Fugaku в качестве транспортных самолетов — по 300 парашютистов на каждый. 400 таких машин должны были высадить в США 120 тыс. десантников, перед которыми ставилась задача уничтожить один из заводов, выпускавших тяжелые бомбардировщики B‑29 — такие потом нанесли ядерные удары по Японии.

Образец пропаганды: японские самолеты бомбят Манхэттен. Рисунок на ткани

Проект Z так и остался в чертежах. Империи уже было не до того — не хватало даже истребителей для противовоздушной обороны городов. Вместо ликвидации «гнезда» В‑29 для защиты собственной территории от этих самолетов были сформированы эскадрильи перехватчиков-смертников, которые вели бы истребители на таран.

Достать Америку

Другим фантастическим для своего времени (хотя и вполне реальным технически) проектом была задумка фирмы Kawanishi создать гигантскую летающую лодку К‑200, оснащенную шестью турбореактивными двигателями. Она предназначалась для прорыва на высокой скорости американской ПВО и сброса атомной бомбы. Большой радиус действия К‑200 должна была обеспечивать дозаправка керосином в условленной океанской точке с борта всплывшей подводной лодки. Kawanishi приступила к эскизному проектированию К‑200 в 1945 году, и если бы не поражение Японии, вполне возможно, что первые такие атомные гидросамолеты поднялись бы в небо в 1946-м.

К слову, реактивный гидросамолет — носитель ядерного оружия Sea Master в 1955 году построила американская фирма Martin, в следующем году аналогичная машина Бе‑10 появилась и в СССР. А ОКБ Туполева еще в начале 1950-х приступило к проработке проекта турбовинтового стратегического бомбардировщика — летающей лодки проекта 504, которая могла бы наносить ядерные удары по США с дозаправкой от подводной лодки на обратном маршруте. Правда, проект 504 осуществлен не был.

В 1945 году Есио Нисина, создатель циклотрона, вынужден был помогать американцам его демонтировать
Бомба на воздушном шаре

Хотя вооружиться атомными бомбардировщиками у Токио не получилось, японцам во время войны удалось-таки достать Америку. И как раз с воздуха. Для этого использовались бумажные (!) воздушные шары Fusen Bakudan («Воздушный шар — бомба»). Они несли осколочные и зажигательные бомбы из Японии с попутным ветром в США. Запустили их несколько тысяч штук, и некоторые даже вызвали на территории Штатов лесные пожары. По иронии судьбы в марте 1945 года один из таких воздушных шаров повредил ЛЭП, снабжавшую электроэнергией промышленный комплекс по производству оружейного плутония в Хэнфорде (штат Вашингтон). Говорят, один из хэнфордских реакторов из-за этого даже был временно остановлен. Но никакие японские усилия не смогли предотвратить атомный приговор, вынесенный Америкой Хиросиме и Нагасаки.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Технологии
Эврика в фотонике: о перспективах развития лазерной отрасли России
Технологии
Гонка «четверок»: какие энергосистемы поколения IV имеют коммерческий потенциал
Новости
«Росатом» отгрузил комплект парогенераторов для третьего энергоблока АЭС «Аккую»
Новости
На Якутской АСММ завершили инженерные изыскания
Новости
REASkills-2024 стал рекордным по количеству участников и компетенций
Федеральный номер «Страна Росатом» №15 (623)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №15 (623)

На форуме «Открытые инновации» заглянули на 10 лет вперед — стр. 4

Евгений Адамов: «Не люблю, когда человек приходит со своим мнением, а уходит с моим» — стр. 6

REASkills‑2024 стал рекордным по количеству участников и компетенций — стр. 14

Скачать
Показать ещё