Заблокировать рак
В обнинском Медицинском радиологическом научном центре им. Цыба осваивают новый метод лечения рака печени — радиоэмболизацию неоперабельных опухолей. Пока используют стеклянные микросферы с иттрием-90, но Физико-энергетический институт тестирует более совершенный препарат — микросферы из альбумина. В ФЭИ утверждают, что их разработка сделает радиоэмболизацию доступнее и безопаснее.
Самая распространенная форма злокачественного поражения тканей печени — гепатоцеллюлярный рак (ГЦР). Опухоль развивается из клеток паренхимы — гепатоцитов. Заболевание быстро прогрессирует и часто приводит к летальному исходу. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от ГЦР умирают более 1,2 млн человек.
Наилучшие результаты при лечении ГЦР дает радикальная операция. Но делать ее можно лишь 20 % пациентов — тем, у кого опухоль не более 5 см. Для остальных есть химиотерапия, радиочастотная деструкция, дистанционная радиотерапия и химиоэмболизация. Они могут продлить жизнь пациенту и улучшить ее качество, но всего на 6–18 месяцев. Все эти методы имеют широкий спектр противопоказаний.
Разрушение изнутри
Радиоэмболизация — сравнительно новый метод лечения неоперабельного ГЦР. В США, например, метод одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) в 2002 году.
В сосуды печени, питающие опухоль, вводят радиофармпрепарат с бета-излучающим иттрием-90, он блокирует кровоснабжение опухоли и разрушает ее. У метода меньше всего противопоказаний, он малотравматичен, риск повреждения здоровых тканей минимальный.
Радиоэмболизация позволяет либо добиться стабилизации состояния пациента, либо избавиться от опухоли, либо уменьшить ее объем. «После возможна обычная операция и излечение, — цитирует газета «Известия» заведующего отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения МРНЦ им. Цыба Валерия Кучерова. — Метастатические поражения печени тоже достаточно успешно лечатся с помощью радиоэмболизации. А их дают 70–75 % всех онкологических заболеваний, ведь печень — это самый уязвимый при раке орган человека».
Операция в Обнинске
В России радиоэмболизация пока не входит в стандарт лечения гепатоцеллюлярного рака. Широкому распространению метода мешало то, что было всего два сертифицированных радиофармпрепарата с иттрием-90: австралийские полимерные микросферы и канадские стеклянные. С ними за всю историю существования метода в России провели только шесть операций. Короткий период полураспада изотопа осложнял доставку. К тому же стоимость импортных микросфер очень высока: от 12 до 20 тыс. долларов за набор для одной процедуры.
Справка
Продолжительность радиоэмболизации — около часа. Через разрез или прокол тонкий катетер под рентгеновским контролем вставляют через бедренную артерию в ветвь сосудов, которая питает опухоль. Через катетер вводят микросферы диаметром 20–40 мкм. Катетер извлекают, на разрез накладывают повязку, шов не требуется. Как правило, пациент может ехать домой в тот же день.
Но в прошлом году производство стеклянных микросфер с иттрием-90 в России начала компания «Бебиг». Препарат дешевле импортных. Именно его и использовали в МРНЦ. Перед радиоэмболизацией проводится диагностика: пациенту вводят технеций 99 — радиоактивный индикатор, который позволяет рассчитать эффективную дозу. Спустя две недели — операция (см. справку). На первой диагностике перед радиоэмболизацией в МРНЦ присутствовал Мурат Докдок, заведующий отделением интервенционной радиологии Медицинского центра Анадолу (Турция). Там этот метод освоили несколько лет назад. «МРНЦ им. Цыба — один из лучших лечебных центров. Мне есть с чем сравнивать, ведь я был во многих медицинских учреждениях в разных странах. Уровень подготовки врачей здесь очень высокий, они обладают всеми компетенциями для применения радиоэмболизации», — прокомментировал Мурат Докдок.
Альбумин вместо стекла
Высокая плотность стеклянных микросфер затрудняет их введение в организм и способствует оседанию микрочастиц в кровеносном русле. У полимерных микросфер плотность ниже, но ненамного, и риск, что они не дойдут до опухоли, тоже велик. У обоих вариантов низкая удельная активность: чтобы разрушить опухоль, нужно ввести пациенту примерно 80 млн стеклянных шариков или 40 млн полимерных. После радиоэмболизации они закупоривают сосуд фактически навечно, так что повторно проводить процедуру нельзя, а требуется это довольно часто.
Физико-энергетический институт и МРНЦ им. Цыба разработали принципиально новый препарат. «Уже прошли предклинические испытания. Собираем пакет документов в Росздрав для получения разрешения на клинические», — сообщил заместитель директора отделения физико-химических технологий ФЭИ, начальник научно-производственного комплекса изотопов и радиофармпрепаратов Николай Нерозин. Микросферы производят из альбумина, белка крови человека, и метят их иттрием. Они полностью биоразлагаемые, что позволяет при необходимости повторить радиоэмболизацию. Препарат обладает высокой удельной активностью, так что на одну операцию нужно порядка 1 млн микросфер — нагрузка на сосуды в разы меньше, чем с искусственными сферами.
В ФЭИ утверждают, что стоимость их радиофармпрепарата будет на порядок ниже аналогов. В том числе потому что у института есть свой иттрий-90. «Изотоп высокой чистоты у нас производится уже более 10 лет. Поставляем его за границу, заказчики отмечают качество», — говорит Николай Нерозин. Когда новый препарат появится в клиниках, зависит от финансирования проекта: клинические испытания дорого стоят. Потребуются деньги и на создание серийного производства, хотя часть инфраструктуры в институте уже есть. ФЭИ рассчитывает на поддержку «Росатома» и Минздрава.