Один станок хорошо, а два лучше
Чепецкий механический завод увеличивает объемы производства титановой продукции. В связи с возросшим спросом на титан в ключевых отраслях мировой промышленности — судо-, авиа-, машиностроении и энергетике — предприятие планирует в 2019 году нарастить мощность участка по производству титановых слитков на 40 %. Для этого работники освоили многостаночное обслуживание оборудования.
На участке по производству титановых слитков металлургического цеха (цех № 60) ЧМЗ теперь работы невпроворот. На токарно-винторезных станках обрабатывают титановые слитки первого переплава диаметром 320 мм и весом более 300 кг. Задача токарей — сделать ровной наружную и внутреннюю поверхность образцов.
«Со слитка на первом станке сейчас буду отбирать пробы для контроля в ОТК, — рассказывает токарь цеха № 60 Дмитрий Надсон. — На втором станке слиток уже на доводке, после этой операции поверхность станет гладкой, без раковин. Когда работаешь на двух станках одновременно, нужно повышенное внимание».
Полгода на внедрение
Переход на «многостаночку» потребовал значительных перемен в организации производственного процесса. Во-первых, составили карты стандартизированных работ: описали все технологические операции и просчитали среднее время их выполнения. Во-вторых, грамотно выстроили внутреннюю логистику: отрегулировали перемещение титановых слитков между тремя переплавами, рационально разместили оборудование в поле зрения рабочего, обеспечили ему самый выгодный маршрут с минимальными передвижениями по участку.
«В результате организационных мероприятий по внедрению многостаночного обслуживания оборудования, когда один токарь успевает за единицу времени обработать больше металла, в металлургическом цехе ЧМЗ производительность труда выросла на 10 %, а время протекания процесса механической обработки слитков сократилось с пяти до трех с половиной суток», — рассказывает старший инженер по подготовке производства цеха № 60 Константин Токарев.
«Все токари на участке опытные, профессионалы своего дела, — говорит мастер участка по производству титановых слитков цеха № 60 Дмитрий Черных. — «Многостаночку» освоили сходу. Да, конечно, токарям нужно приноровиться, но на это нам и дается полгода на внедрение. Мы в начале пути, но уже сейчас работники уверенно справляются с поставленными задачами. Специалисты ОТК скидок за работу на двух станках не делают, принимают изделия с такой же строгостью и подтверждают: качество изделий от «многостаночки» не пострадало».
Чтобы резец не «горел»
По словам Дмитрия Черных, поначалу были сложности — например, с составлением карт стандартизированной работы. Но задачу быстро решили: сообща провели замеры и расчеты. В работе сразу на двух станках много нюансов.
«В токарном деле самое важное то, как часто ты точишь, заменяешь резцы и какие режимы резания включаешь в зависимости от сплава. Есть сплавы, где за смену нужно заточить резец всего два-три раза, — ВТ1–00, ПТ1-М. А если сплавы твердые, как ВТ‑3, то можно каждые полчаса бегать к заточному станку и править резец. Приходится ставить меньшие обороты, меньшую подачу, чтобы резец не «горел», чтобы была хорошая поверхность. Большое значение имеет регулировка подачи охлаждающей жидкости, в нашем случае воды», — поясняет Дмитрий Надсон.
«Каждый станок и слиток индивидуальны, — делится наблюдениями токарь цеха № 60 Николай Дубовцев. — Под все действия нужно подстраиваться. Сейчас на участке работают два ученика. Конечно, я им подсказываю, без этого никуда. Вот и получается не два, а три станка: начинающему нужно помочь и за своим оборудованием следить. Еще токарный станок часто обслуживаем вместе с ленточно-пильным, мы называем его «пилой», там тоже есть вращающиеся элементы. В нашей работе не заскучаешь».
«Работа командная. Если я вижу, что напарник сильнее загружен, а у меня сейчас проще ситуация, то, конечно, пойду и встану за «пилу», помогу с краном. Мне коллеги тоже всегда помогут», — говорит токарь цеха № 60 Вадим Мордовин.
Премии за «многостаночку»
Система многостаночного обслуживания выгодна и работодателю, и работникам. Первый получает снижение себестоимости продукции и повышение производительности труда, а в результате — рост выручки предприятия. Вторые — доплаты и премии.
«Для повышения производительности труда на ЧМЗ реализуется система поощрений. Например, с июля 2017 года действует оперативное премирование работников, внедряющих на своих рабочих местах многостаночное обслуживание. Размер премии зависит от реального эффекта, экономии. Учитывается объем производства и снижение затрат труда на изготовление продукции. В прошлом году премия за многостаночное обслуживание выплачена в размере более 2 млн рублей», — говорит главный специалист отдела трудовых отношений и развития персонала ЧМЗ Максим Чехлатый.
Многостаночное обслуживание оборудования на ЧМЗ начали внедрять около трех лет назад. Пионерами «многостаночки» тогда стали канальный и трубопрокатный цеха. В них за 2018 год трудозатраты снизились почти на 15 %. Затем нововведения затронули цех мелкого проката: при многостаночном обслуживании трубопрокатных станов трудозатраты за прошлый год снизились на 10 %. В металлургическом же цехе при изготовлении титановых заготовок аналогичный показатель за 2018-й сократился на 60 %. В перспективе планируется введение многостаночного обслуживания оборудования на всех ключевых переделах ЧМЗ.