По рецептам Дельмара
Жизнь этого человека — готовый сценарий для увлекательного шпионского боевика. При этом его имя до сих пор мало знакомо широкой публике. Когда в 2007 году президент Владимир Путин посмертно присвоил ему звание Героя России, западные СМИ немало удивились: кто такой этот Жорж Коваль? Знакомьтесь. Ученый-химик. Солдат, служивший одновременно в армиях СССР и США и награжденный правительствами этих стран медалями за победу. Советский разведчик, сумевший внедриться в «Манхэттенский проект» США по созданию атомной бомбы.
Текст: Александр Южанин / Фото: Екатерина Шембель
Сын плотника
В 1910 году плотник Абрам Коваль, живший в Минской губернии в местечке Телехан недалеко от города Пинска, эмигрировал в США. Через год за ним последовала жена Этель. Они поселились в маленьком городке Су-Сити в штате Айова, там в 1913 году родился Жорж Коваль. Там же он окончил школу и химический колледж.
Однако в 1932 году из-за экономического кризиса семья Ковалей решила вернуться на родину, к тому времени уже в СССР. На пароходе «Левитан» они добрались до Владивостока, оттуда перебрались в Биробиджан. Спустя два года Жорж покинул родителей и отправился учиться в Москву. В 1939 году окончил Московский химико-технологический институт им. Менделеева, защитил дипломную работу по теме редких газов.
Этот год стал для него судьбоносным. Молодой ученый, родившийся в Америке и свободно говоривший на английском, заинтересовал ГРУ — советскую военную разведку. Его пригласили на собеседование, и Коваль дал согласие на работу в неизвестной ему организации.
Опять через океан
Новому сотруднику был присвоен псевдоним Дельмар. После курса спецподготовки Коваль отправился за океан. Его главной задачей был поиск сведений о разработке химических отравляющих веществ в американских лабораториях.
Дельмар добрался из Владивостока до Сан-Франциско на советском танкере в октябре 1940 года. Чтобы не предъявлять документы, сошел на берег вместе с капитаном, его женой и дочерью. На контрольном пункте капитан показал свои документы, сказал, что остальные — с ним, и контроль не стал их проверять.
Изначально Дельмар имел документы на другое имя. Он прибыл в Нью-Йорк, где находилась резидентура ГРУ, наладил связь с Москвой, но вскоре было решено: пусть он снова станет Жоржем из Су-Сити, где действительно родился, жил и учился. Легализовавшись, Жорж устроился на работу, приобрел новых знакомых. А в 1943 году его, как американского гражданина, призвали в армию.
Направление в секретный Ок-Ридж
Поскольку Коваль окончил технический колледж в Су-Сити, его направили на курсы радиометристов. И тут судьба разведчика делает поистине фантастический поворот — в августе 1944 года, после завершения обучения, рядовой армии США Жорж Коваль был направлен для прохождения службы на секретный объект в штате Теннесси — Ок-Ридж. Один из городов-призраков, вокруг которых генерал Гровс, куратор проекта «Манхэттен», создал «мертвую зону».
Увиденное в Ок-Ридже поразило разведчика. Город походил на резервацию, где добровольно собрались лучшие научные умы Америки. На заводах работали десятки тысяч ученых, инженеров, технических специалистов, за которыми следили полицейские, агенты ФБР и военной контрразведки. Въезд и выезд из Ок-Риджа строго контролировали.
Город носил условное название «Объект компании Chemical Engineering Works». Сотрудники этой фирмы работали в рамках уранового проекта США. Ок-Ридж был разделен на три основных сектора: К 25, Y 12 и Х 10, в них производили обогащенный уран и плутоний.
Дельмар работал на предприятии Х 10, на котором трудилось около 1,5 тыс. человек. На объекте действовала установка по производству плутония. Как радиометрист, Коваль имел доступ в разные сектора предприятия, так что все, что делалось в секторах К 25 и Y 12, ему также со временем стало известно. Он смотрел на американские опыты по производству урана и плутония глазами дипломированного специалиста, окончившего МХТИ. Профильное образование позволяло разведчику точно оценивать то, что он видел, и выделять главное. Он имел допуск к оборудованию для обогащения урана и плутония. Даже отрывочных сведений ему было достаточно для понимания ключевых аспектов технологического цикла.
Информация для отдела «С»
Сведения, полученные Дельмаром, немедленно передавались в Москву. Там на их основе готовили донесения на имя легендарного генерал-лейтенанта Павла Судоплатова, начальника отдела «С», который был создан по указанию Иосифа Сталина в Наркомате внутренних дел. В этом отделе собирались все донесения сотрудников внешней разведки НКГБ и ГРУ. Затем из отдела «С» добытые сведения направлялись главе советского атомного проекта Игорю Курчатову, который изучал их, давал оценки и ставил новые задачи перед сотрудниками разведывательных служб. По информации, полученной Дельмаром, работы в США по созданию атомной бомбы вступали в завершающую стадию.
В 1945 году Жорж Коваль имел звание сержанта штабной службы армии США. Вскоре его перевели на новое место службы, в лабораторию секретного объекта в городе Дейтоне в штате Огайо, где физики и химики в рамках американского атомного проекта разрабатывали полониевый элемент взрывателя. Это стало еще одним подарком, преподнесенным судьбой Дельмару и советской разведке, так как проблема конструкции взрывателя остро стояла и перед советскими учеными.
Он также передал в Москву информацию о методике получения полония из висмута. И хотя позже для серийного производства советских атомных бомб запалы стали изготовлять из других материалов, на первой советской атомной бомбе, испытанной в Семипалатинске в августе 1949 года, использовался инициатор, изготовленный по «рецепту» разведчика и ученого Дельмара. Коваль не только добыл сведения о технологиях обращения с ураном, плутонием и полонием, но и смог выявить ряд сверхсекретных атомных объектов, раскрыл их структуру, связи с другими объектами, объемы производства ядерных материалов, количество и состав специалистов. Жорж Коваль был, видимо, единственным советским разведчиком, который видел один из первых образцов плутония, полученного американцами.
Вовремя исчезнуть
В сентябре 1945 года завершилась Вторая мировая война. Руководство доверяло Ковалю, и начальник лаборатории даже предложил ему остаться на прежней должности, обещал новое повышение по службе. Но Дельмар отказался… Он предвидел новую проверку всех сотрудников, их документов и родственных связей. В США и Канаде газеты уже пестрели статьями о советском атомном шпионаже. Агенты ФБР могли узнать, что Жорж Коваль в 1932 году с родителями выехал на постоянное жительство в СССР и после этого официально не пересекал границу США.
Дельмар завершил службу в американской армии в звании старшего сержанта в 1946 году, после чего перебрался в Нью-Йорк. Продолжая выполнять задания центра, учился в Городском колледже Нью-Йорка («Гарварде для бедных», как его называли в США) и спустя два года получил диплом бакалавра в области электротехники. Ему снова предложили отправиться на работу в Дейтон, уже как гражданскому специалисту. Однако риск был слишком велик, и Коваль исчез. Предчувствие, что американская контрразведка рано или поздно заинтересуется им, оправдалось. Агенты ФБР все-таки начали разыскивать Жоржа Коваля. В 1949–1951 годы они опросили всех его знакомых в Ок-Ридже и Дейтоне, всех соседей его семьи в Су-Сити. Сотрудники ФБР пытались понять, какой именно Жорж Коваль уехал в СССР в 1932 году, а какой работал на секретных объектах в Ок-Ридже и Дейтоне. Однако к этому времени разведчик уже был в Советском Союзе.
Учитель химии
Коваль восстановился в аспирантуре МХТИ им. Менделеева. Его уволили из рядов Советской армии в звании рядового. Возможно, это в очередной раз спасло ему жизнь, когда после ареста Лаврентия Берии началась зачистка всех, кто с ним был как-либо связан. Жоржа Коваля, бывшего рядового и простого младшего научного сотрудника, репрессии не коснулись, его лишь уволили с работы. Однако позже вновь приняли в МХТИ как преподавателя.
Действие романа происходит в 1949 году. Советский дипломат решается на анонимный звонок в посольство США, в котором предупреждает американцев о некоем агенте Ковале, который предоставляет важную информацию об атомной бомбе. В романе названо полное имя предполагаемого советского разведчика — Георгий Коваль. Откуда оно стало известно Солженицыну? Выдумал? Но таких совпадений не бывает! В 1970-е годы, когда Солженицын эмигрировал из СССР и оказался в США, рассказывает писатель Юрий Лебедев, с ним пообщались сотрудники ФБР, интересовавшиеся личностью Коваля. По словам Солженицына, он действительно слышал это имя и историю про звонок в посольство, когда работал в «шарашке».
«Вспомнить» все
В науке Коваль получил почет и признание, а за карьеру разведчика — сверхуспешную, сверхзначимую для страны и сверхопасную для него самого — он при жизни наград не получал. По одной из версий, после войны НКВД и ГРУ так часто объединялись, разъединялись и преобразовывались, что Жорж Коваль попросту «потерялся». А сам о себе он не напоминал.
О Жорже Ковале вспомнили лишь в 1999 году. Юрий Лебедев, автор книги о Ковале «Два выбора», утверждает, что в эти тяжелые времена у 86-летнего отставного разведчика попросту не было денег на жизнь. Будучи по рождению гражданином США, он обратился в американское посольство за пособием — так называемым дополнительным социальным доходом, который полагался ему как военнослужащему армии США во время Второй мировой войны. Хотя Коваля и подозревали, но официально США не предъявляли ему обвинений в шпионаже, и он вполне мог получить американское пособие. Оглашение подобного факта нанесло бы серьезный удар по репутации ГРУ, разведчика решили «вспомнить» и начислить ему пенсию ветерана военной разведки.
Насколько версия Лебедева справедлива, сегодня сказать трудно. Но как бы то ни было, 1 августа 1999 года в издании «Совершенно секретно» вышла статья, где впервые был упомянут некий Дельмар и детали его истории, а 30 декабря того же года Ковалю выдали удостоверение ветерана военной разведки. Примечательно, что в графе «Звание» стоял прочерк, так как Коваля демобилизовали рядовым, а писать это было неудобно. Так и остался Дельмар по удостоверению военным разведчиком без воинского звания, пишет Юрий Лебедев.
Коваля приняли в ветераны военной разведки, назначили ему пенсию и признали официально: так «воскрес» разведчик Жорж Абрамович Коваль. Его наградили знаком «За службу в военной разведке» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Медаль «За победу во Второй мировой войне» Коваль получил и от правительства США. Правда, на полвека раньше. Символическое подтверждение, что обе страны, несмотря на противостояние разведок, боролись против общего врага.
Рассекреченное имя
В конце 1990-х на Коваля вышел американец Арнольд Крамиш, работавший вместе с ним в Ок-Ридже. Он был автором книг по истории атомного проекта и, возможно, сотрудником американских спецслужб. Между старыми приятелями завязалась переписка, часть которой опубликовал «Исторический вестник РХТУ им. Менделеева». Так впервые была обнародована информация о том, что Жорж Коваль в годы Второй мировой работал в Ок-Ридже.
Чуть позже вышла статья в газете «Красная звезда» о разведчике Дельмаре и книга о роли военной разведки в советском атомном проекте «ГРУ и атомная бомба», где в одной из глав была подробно описана история Дельмара. Однако ни в статье, ни в книге настоящее имя Дельмара так и не было названо.
Кто такой Дельмар, широкой общественности стало известно, только когда разведчика уже не было в живых. Жорж Коваль прожил 92 года, и почти через год после его смерти указом президента России от 22 октября 2007 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания», Жоржу Абрамовичу Ковалю посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Так мир узнал имя Дельмара. 2 ноября того же года Звезда Героя, принадлежавшая Ковалю, была передана в музей ГРУ.