Немаленькие принцы атомных городов
Большая премьера состоялась в столице под Новый год у юных актеров из атомных городов. Они дебютировали на сцене медиацентра парка «Зарядье» в спектакле «Немаленький принц», поставленном при поддержке «Школы «Росатома» и «Территории культуры «Росатома». Идея постановки принадлежит актрисе Елене Яковлевой. Она же сыграла одну из главных ролей вместе с ребятами из Лесного, Сарова и Заречного.
Текст: Кристина Лосева / Фото: Марк Подрабинек, Роман Суходеев
Вся сцена усеяна переливающимся снегом. Только когда наступаешь на него, понимаешь, что этот снег из мелкого-мелкого бисера. А вот старенькая «Волга» посередине зала настоящая. Правда, движется автомобиль лишь по кругу. За рулем Елена Яковлева. Она путешествует по снежной пустыне, встречает Маленького принца, вернее даже трех принцев, рассуждает о быстротечности времени, важности семьи и любви к детям.
«Взрослым всегда нужно все объяснять», — раздается эхом по залу. Среди зрителей как дети, так и взрослые. Один из премьерных показов спектакля прошел 24 декабря в рамках финала конкурса «#Росатомвместе». Посмотреть на юные таланты собрались руководители атомных городов, а также первые лица госкорпорации.
«Я совсем не волнуюсь перед премьерой. Но мне больше нравится репетировать, чем выступать», — признается шестилетний Даня Бусел из Заречного Пензенской области. Он играет одну из главных ролей — Маленького принца. Это его первый актерский опыт. Вообще Даня любит петь, занимается вокалом, но на прослушивании для спектакля он просто очаровал своей непосредственностью руководителя «Школы «Росатома» Наталью Шурочкову, а потом и режиссера постановки Дмитрия Бикбаева. В итоге оказался на сцене.
«У нас в спектакле машина, а в книге был самолет. Мне мама книгу читала, и мультик я смотрел. Но у нас для самолета места на сцене не хватило бы, — взахлеб рассказывает Даня Бусел. — Еще я хотел бы когда-нибудь сыграть моего любимого персонажа из «Черепашек-ниндзя».
Мама Дани, Елена Бусел, удивляется его трудолюбию: он быстро выучил свой текст и репетировал по 12 часов в день. График у юных актеров был действительно жесткий. По итогам прослушивания, которое проходило в разных атомных городах, для участия в спектакле отобрали 16 юных талантов в возрасте от 6 до 17 лет. Но из-за того что все они живут не в Москве, Дмитрию Бикбаеву пришлось придумать целую схему, чтобы поставить спектакль.
«У нас было всего три месяца. Часть юных актеров, задействованных в постановке, — воспитанники моей театральной студии в Москве, — поясняет Дмитрий Бикбаев. — Сначала я собрал спектакль с ними. А потом уже в готовую конструкцию вводил актеров из атомных городов. Они приезжали на репетиции три раза и жили в Москве всего по неделе».
«Идея проекта появилась во время «Международных умных каникул», которые «Школа «Росатома» проводила прошлым летом в Турции для детей из разных стран, — вспоминает Наталья Шурочкова. — Елена Яковлева вела там театральные мастер-классы. Они с детьми читали по ролям «Маленького принца», в итоге поставили представление для туристов в отеле, где жили участники «Умных каникул». Был аншлаг. Тогда мы и решили сделать полноценный спектакль уже в Москве».
Сценарий написал актер и режиссер Дмитрий Бикбаев. Он и раньше работал с детьми в проектах «Росатома» — NucKids и театральном фестивале «Те-арт олимп». В Москве режиссер руководит Культурным центром им. Астахова и театром-студией «15». Спектакль в «Зарядье» основан на повести «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Но Дмитрий Бикбаев перетасовал текст по своей логике, в итоге получилось несколько другое произведение. Он также добавил главную героиню, которой у Сент-Экзюпери не было.
«Наш спектакль называется «Немаленький принц». Когда Елена Яковлева предложила для постановки произведение Сент-Экзюпери, я сначала не мог понять почему. Для меня эта книга всегда была мужская, — рассказывает Дмитрий Бикбаев. — А потом я подумал, что, может быть, здесь есть история семьи, история любви к близким, к детям. И мне захотелось порассуждать на эту тему как со зрителем, так и с Еленой, как артисткой. Получился обобщенный и в то же время личный разговор. В нашем спектакле играет также сын Елены Яковлевой — Денис».
В постановке звучит живая музыка, рядом со сценой играет мини-оркестр. Кроме того, спектакль задуман как интерактивный. Юные актеры включают в действие зрителей, которым предлагают полежать на снегу из бисера и обнять персонажей.
«Идея этого формата появилась случайно. На представлении в Турции было много детей, они все говорили на разных языках и в конце спектакля просто начали выбегать на сцену и обниматься, чтобы поделиться своими эмоциями. Нам это понравилось, и мы решили сохранить это взаимодействие со зрителем», — рассказывает Наталья Шурочкова.
После московской премьеры у «Школы «Росатома» появилась новая идея — продлить постановке жизнь, сделав спектакль-франшизу. В планах на 2019 год — устроить гастрольный тур по атомным городам, но в каждом из них ставить спектакль заново с местными юными актерами. По словам Натальи Шурочковой, для ребят это возможность поработать с известными профессиональными актерами, режиссерами и хореографами, а для местных зрителей — увидеть качественный театральный продукт.
«Уровень подготовки у детей в каждом городе разный. Например, юные актеры из театральной студии «Арлекин» из Лесного просто поразили нас на фестивале «Те-арт олимп», там они заняли первое место. Кстати, они участвуют в спектакле, — рассказывает Дмитрий Бикбаев. — Все зависит от педагога. В Лесном потрясающий педагог. И наверняка в каждом городе есть свои герои. Так что будем и дальше с помощью подобных проектов искать и открывать новые звездочки».
«Дети настоящие» — интервью актрисы Елены Яковлевой по спектаклю «Немаленький принц»
Елена Яковлева до «Немаленького принца» уже участвовала в нескольких проектах «Росатома». Актриса признается, что работать с детьми ей нравится. Из-за плотного графика к репетициям спектакля она приступила за несколько дней до премьеры, но благодаря юным коллегам ей удалось быстро включиться в действие.
— Как вы попали в проекты «Росатома», и чем они вам интересны?
— Случайно! Сначала пригласили поучаствовать в театральном фестивале «Те-арт олимп» «Школы «Росатома». Там увидела много талантливых детишек. Потом придумали «Немаленького принца». Интересно тем, что «Росатому» действительно важен каждый ребенок, взрослый, его жизнь, что все делается искренне, с заботой о человеке.
— Как появилась идея «Немаленького принца»?
— Начали на «Международных умных каникулах» «Школы «Росатома» в Турции, где были дети из 10 стран. «Маленький принц» переведен на все языки мира, и он всем понятен. Мы впервые там поставили спектакль, вернее, просто читали по ролям. А потом его решили сохранить. В итоге Дмитрий Бикбаев сделал спектакль про взаимоотношения родителей и детей. О том, как важно понимать и любить собственного ребенка, о том, что за работой, заботами, суетой мы пропускаем и теряем этот целый мир.
— Вы раньше работали с детьми? С ними сложнее или проще, чем со взрослыми?
— Никогда раньше не работала с детьми. С животными — да, с детьми — нет. Только сейчас. С ними и проще, и сложнее. Они настоящие. С одной стороны, они принимают задачу и понимают, что это игра, с другой — переживают по-настоящему, живут. Дети необычайно талантливы, с ними не получится сфальшивить, плохо сыграть.
— Ваша популярность помогает завоевать авторитет детей?
— Когда детям в «Немаленьком принце» сказали, что с ними буду играть я, они ждали Бабу-ягу из «Последнего богатыря», а меня другую увидели — расстроились.
— После того как вы побывали в жюри театрального фестиваля «Те-арт олимп», заявили, что больше никогда не будете судить. Почему?
— Не буду судить! Невозможно выбрать лучшего. Они все лучшие! Если какая-то постановка хуже другой, не ребенок виноват. И вообще все дети талантливые, как из них выбирать? Никак! Одни слезы…
— Вы побывали уже в нескольких атомных городах, что запомнилось из этих поездок?
— Красивые города, чистые. Люди очень приветливые. Лиса приходила в Новоуральске, кажется. Птиц очень много. В одном городе я кормила голубей, они облепили меня всю, садились на руки, на голову, не боялись. Лосей видела в Заречном.
— Что сейчас для вас важнее — преподавание, проектная работа, театр или кино?
— Все важно. Живу сегодняшним днем. Очень тяжелый график сейчас. День начинается с пяти утра и заканчивается поздно ночью. Сьемки, репетиции, спектакли.